Содержание урока. Тематические линии урока
Патриотическая и народная темы в театре и кино играют важную роль в ролтзведениях искусства.
Патриотизм можно определить как любовь к своей стране, готовность защищать её интересы и ценности. Народная тема охватывает жизнь и быт простых людей, их традиции и обычаи. Патриотическая тема в музыке встречается в разных контекстах: в театральных постановках и в кинофильмах. Такие произведения могут быть посвящены героическому прошлому страны, борьбе за Родину, историческим событиям. Патриотическая тема в музыке может проявляться в разных жанрах: от классической музыки до народных песен и произведений современной музыки.
Такие композиции отражают:
любовь к Родине, гордость за страну, исторические события или подвиги героев, о природе, культуре, истории и достижениях страны, посвящённые военным, героям и защитникам страны, важность долга и верности своей Родине, выполнение обязанностей гражданина.
Людвиг ван Бетховен. Симфония №3 («Героическая»). Изначально симфония была написана Бетховеном в честь Наполеона, его судьбы и героической деятельности, который был кумиром многих того поколения. Из-за разочарования в политике Наполеона Бетховен вычеркнул его имя из партитуры симфонии, не изменив при этом ни одной ноты. Симфония №3 «Героическая» Бетховена пронизана мощной динамикой образов борьбы и поражений, торжествующей радости и героической смерти, пробуждающихся подспудных сил.
Симфония — четырёхчастный цикл:
Первая часть (Allegro con brio) отражает героическую борьбу, является экспозицией образа справедливого, честного человека (прообраз — Наполеон). Два мощных аккорда тутти открывают занавес и настраивают на героическое настроение.
Вторая часть — скорбь, выраженная в жанре похоронного марша. Тональность параллельный минор даёт все средства для выражения печали и грусти.
Третья часть (скерцо) выполняет функцию смены характера музыкальной мысли от трагического к победному. Иногда эту часть сравнивают с тризной памяти героев, с каким-то празднеством, состязаниями, играми, ристаниями памяти героя.
Финал — это праздничный, ликующий апофеоз, победа за настоящими героями. Русский критик А. Н. Серов сравнивал финал симфонии с «праздником мира».
Модест Мусоргский «Борис Годунов» - народная музыкальная драма. Центральное место в опере — трагедия Бориса Годунова. После неожиданной смерти царевича Димитрия он взошёл на престол, избранный народом, но глубоко переживает собственную трагедию и беспокоится за семью. В стране назревает Смутное время, появляется самозванец — беглый монах Григорий Отрепьев, который, услышав от летописца повествование об убиенном царевиче, провозглашает себя Димитрием.
Годунов, терзаемый постоянными видениями убиенного царевича и муками совести, умирает, передав престол по закону своему сыну Федору.
Опера в четырёх действиях с прологом, девяти картинах.
В музыке оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» патриотизм проявляется в музыке через использование народных мелодий в хорах и в партиях действующих лиц.
Хор «Слава» (Пролог, II картина) — строится на теме народной величальной песни.
Обращение дьяка Щелкалова «Православные! Неумолим боярин!» — проникнуто величавой торжественностью и сдержанной печалью.
Патриотизм юного царевича Фёдора — он проявляет осознанное понимание долга перед Родиной и готовность к самопожертвованию.
Народ в опере — главное действующее лицо. Музыкальный образ народа охарактеризован в основном песенными темами: плачами, причитаниями, протяжными, плясовыми и молодецкими песнями.
Хор «На кого ты нас покидаешь, отец наш!» (Пролог, I картина) — показывает образ угнетённого и голодного народа.
Хор «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодёцкая» (IV действие, III картина) — построен на интонациях удалых молодецких песен, в нём показана мощь и богатырская сила народа.
Средняя часть хора «Ой ты, сила, силушка» — создана на основе задорной мелодии народной хороводной песни «Заиграй, моя волынка».
Развитие образа народа идёт от забитости к могучей силе. Например:
Первые две картины — страдающий народ: сцена ложного плача и сцена славления царя.
Сцена у собора — раскрытие горя народа, хор «Хлеба» вырастает из плача Юродивого.
Картина стихийного бунта народа — для этой сцены Мусоргский нашёл уникальную драматургию — волновой принцип.
Дмитрий Шостакович. Симфония №7 («Ленинградская») — в произведении показана эпическая тема Родины и любви к ней, подвиг народа в защите своей Отчизны.
Солдатушки, бравы ребятушки — старинная солдатская песня времён войны 1812 года.
Донцы-молодцы — казачья песня времён войны 1812 года в обработке Б. Александрова.