Содержание урока. Тематические линии урока
Патриотическая и народная темы в театре и кино играют важную роль в ролтзведениях искусства.
Патриотизм можно определить как любовь к своей стране, готовность защищать её интересы и ценности. Народная тема охватывает жизнь и быт простых людей, их традиции и обычаи. Патриотическая тема в музыке встречается в разных контекстах: в театральных постановках и в кинофильмах. Такие произведения могут быть посвящены героическому прошлому страны, борьбе за Родину, историческим событиям. Патриотическая тема в музыке может проявляться в разных жанрах: от классической музыки до народных песен и произведений современной музыки.
Такие композиции отражают:
любовь к Родине, гордость за страну, исторические события или подвиги героев, о природе, культуре, истории и достижениях страны, посвящённые военным, героям и защитникам страны, важность долга и верности своей Родине, выполнение обязанностей гражданина.
С.С. Прокофьев «Война и мир» - опера по мотивам одноимённого романа Льва Толстого. Композитор в опере соединил два плана романа Л.Н. Толстого: лирико-драматический и народно-эпический. Действие происходит в период войны России с армией Наполеона Бонапарта. В основе сюжета — история любви юной графини Наташи Ростовой и князя Андрея Болконского. Драматическое начало — военные события 1812 года, прежде всего, героическое сопротивление русского народа и его победа над врагом акцентировано в арии Кутузова «Величавая, в солнечных лучах...» из 10-й картины.
Народное начало выраженго через использование традиций русской оперы: показ эпохи через бытовые жанры (романс, вальс, мазурка), в народной части — военные марши, крестьянские, солдатские песни.
Ария Кутузова «Величавая, в солнечных лучах» из десятой картины — «Военный совет русского командования в Филях» - это вдохновенный гимн во славу Родины, во славу народа. Мелодия арии — широкая, напевная, неспешная. В арии раскрываются глубинные переживания за Родину и непоколебимую уверенность в победе. Вокальная партия Кутузова, как и музыка народных сцен, пронизана интонациями русских народных песен, что подчёркивает единство всей народно-патриотической линии оперы.
С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» возникла на основе музыки к одноимённому фильму С. М. Эйзенштейна «Александр Невский», снятому в 1938 году. Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Прокофьев написал кантату под впечатлением от кадров фильма: для композитора важно было почувствовать характер и ритм каждой сцены.
«Русь под игом монгольским». Музыка характеризуется пустынным звучанием и создаёт скорбное настроение.
«Песня об Александре Невском». Музыка величественная и строгая, похожа на старинные напевы и звучит эпически. В начале и в репризе ведётся гордое, торжествующее, «богатырское» повествование, а в средней части повествование становится взволнованным, темп увеличивается.
«Крестоносцы во Пскове» — протестантский хорал. Мелодия в миноре, многочисленные диссонансы, звучащие напряжённо и тревожно.
«Вставайте, люди русские!» - хоровая песнь, призыв к бою за русскую землю. Написана в ритме марша.
«Мёртвое поле». Это музыка мира и тишины, в которой, однако, отмечена горькая цена победы.
«Въезд Александра во Псков» -победно-патриотический финал отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем.