Содержание урока. Тематические линии урока
Джаз — музыкальный жанр, зародившийся в начале XX века в США как синтез африканской и европейской культур. В основе — элементы блюза, рэгтайма и духовной музыки, которые смешались и превратились в уникальный стиль.
Особенности джаза проявляются в разных сферах: ритме, мелодии, гармонии и импровизации.
Ритм характеризуется использованием:
- Свинга - отклонения ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей такта, что создаёт эффект «раскачивания», расшатывания метрической основы.
- Синкопа - сдвиг акцентов в ритмическом рисунке, создающий эффект неожиданности.
- Переакцентировка (штриховая синкопа) - перенесения акцента с сильной доли на слабую.
В мелодии широко применение звуковысотные отклонения, а сполнитель вносит собственные вибрато, глиссандо, «оттяжки», «подъезды».
В специфическом исполнении проявляются блюзовые ноты. понижающие ступени мажорной гаммы.
В гармонии усиленно используются диссонансы, дополнительные звуки аккордов, обогащающие звучание.
Импровизация в джазе - создает музыку прямо «здесь и сейчас», без заранее подготовленного плана. Это контрастирует с классической музыкой, где каждая нота строго фиксирована.
Джордж Гершвин «Колыбельная Клары» - ария из оперы «Порги и Бесс». Это первая американская национальная опера. Сюжет оперы рассказывает об истории о нищем калеке Порги и его возлюбленной Бесс. В их жизнь вторгаются бедность, насилие, а в случае Бесс — и наркотики. События происходят в негритянском квартале Кэтфиш-Роу города Чарльстона в штате Южная Каролина в начале 1930-х годов. Гершвин назвал своё произведение «народной драмой».
Большую роль в опере играет хор, который выступает в самых важных моментах событий и представляет собой народ, который радуется и печалится, смеётся и страдает. Музыка основывается на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации.
По замыслу Гершвина, все роли в опере должны были играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты.
Гершвин написал арию «Колыбельная Клары» в стиле афроамериканской духовной песни — спиричуэл. По версии певицы Алексис Кохан, за основу для написания арии Гершвин взял украинскую колыбельную песню «Ой ходить сон коло вікон».
Джордж Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром. Также известны названия: «Рапсодия в блюзовых тонах», «Рапсодия в голубых тонах».
Гершвин соединил элементы европейской симфонической музыки и американского джаза. Близость к фольклору проявляется в специфической манере интонирования.