3 класс. Урок 31. Тема "Особенности джаза"
Содержание урока. Тематические линии урока

Джаз — музыкальный жанр, зародившийся в начале XX века в США как синтез африканской и европейской культур. В основе — элементы блюза, рэгтайма и духовной музыки, которые смешались и превратились в уникальный стиль.
Особенности джаза проявляются в разных сферах: ритме, мелодии, гармонии и импровизации.
Ритм характеризуется использованием:
- Свинга - отклонения ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей такта, что создаёт эффект «раскачивания», расшатывания метрической основы.
- Синкопа - сдвиг акцентов в ритмическом рисунке, создающий эффект неожиданности.
- Переакцентировка (штриховая синкопа) -  перенесения акцента с сильной доли на слабую.
В мелодии широко применение звуковысотные отклонения, а сполнитель вносит собственные вибрато, глиссандо, «оттяжки», «подъезды».
В специфическом исполнении проявляются блюзовые ноты. понижающие ступени мажорной гаммы.
В гармонии усиленно используются диссонансы, дополнительные звуки аккордов, обогащающие звучание.
Импровизация в джазе - создает музыку прямо «здесь и сейчас», без заранее подготовленного плана. Это контрастирует с классической музыкой, где каждая нота строго фиксирована.

Джордж Гершвин «Колыбельная Клары» - ария из оперы  «Порги и Бесс». Это первая американская национальная опера. Сюжет оперы рассказывает об истории о нищем калеке Порги и его возлюбленной Бесс. В их жизнь вторгаются бедность, насилие, а в случае Бесс — и наркотики. События происходят в негритянском квартале Кэтфиш-Роу города Чарльстона в штате Южная Каролина в начале 1930-х годов. Гершвин назвал своё произведение «народной драмой».
Большую роль в опере играет хор, который выступает в самых важных моментах событий и представляет собой народ, который радуется и печалится, смеётся и страдает. Музыка  основывается на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации.
По замыслу Гершвина, все роли в опере должны были играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты.
Гершвин написал арию «Колыбельная Клары» в стиле афроамериканской духовной песни — спиричуэл. По версии певицы Алексис Кохан, за основу для написания арии Гершвин взял украинскую колыбельную песню «Ой ходить сон коло вікон».

Джордж Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»  для фортепиано с оркестром. Также известны названия: «Рапсодия в блюзовых тонах», «Рапсодия в голубых тонах».
Гершвин соединил элементы европейской симфонической музыки и американского джаза. Близость к фольклору проявляется в специфической манере интонирования.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Джордж Гершвин. Опера "Порги и Бесс" Колыбельная Клары
Джордж Гершвин
"Рапсодия в стиле блюз"
Российский джаз.
Лариса Долина, Игорь Бутман
Музыкальный   материал   для   исполнения
Н.Римский-Корсаков
"Не ветер, вея с высоты" 
Муз. А.Журбин, сл. П.Синявского 
"Смешной человечек"
Муз. А.Журбин, сл. П.Синявского
"Смешной человечек"
(караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.