Содержание урока. Тематические линии урока
Фортепианные сочинения Глинки известны гораздо меньше, чем симфонические, оперные и вокальные - они относятся преимущественно к жанру миниатюры, но их достоинства и значение для русской музыки неоценимы. Стиль фортепианной музыки Глинки - радостно-легкий, прозрачный, то виртуозно-блестящий, то пленяющий наивным изяществом простоты - неотделим от его собственного исполнительского стиля и от его взглядов на фортепианное искусство.
Будущий композитор провел детство в селе Новоспасском. В дни народных праздников, дни народных праздников, в свободное от работы время крестьянские парни и девушки водили хороводы. Произведения Глинки тесно связанны с народной песней. Мелодии, созданные народом. Обратившись к лирической песне «Среди долины ровныя», популярной у городского населения, Глинка написал на ее основе цикл из пяти вариаций для фортепиано.
Лирический строй в них выражен естественно и просто.
Вариация - это форма, в которой тема излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии, тембре. Следуя друг за другом, вариации образуют вариационный цикл.
Фортепианный дуэт - пьеса, исполняемая двумя пианистами, играющими вместе на одном пианино, или "фортепиано в четыре руки". Пьеса для двух пианистов, выступающих вместе на разных роялях, называется "фортепианный дуэт".