Содержание урока. Тематические линии урока
Электронные музыкальные инструменты — это устройства, которые используют для синтеза звука, варьируя громкость, частоту или продолжительность с помощью электрических, электронных или аналоговых аудиосигналов.
Некоторые виды электронных музыкальных инструментов:
- Синтезаторы — генерируют различные звуки.
- MIDI-контроллеры — передают сигналы управления другим программам, позволяя играть и управлять звуками.
- Музыкальные рабочие станции — совмещают функции синтезатора, секвенсора и эффект-процессора для создания музыки.
- Компьютерные программные инструменты — виртуальные инструменты, предлагают широкий спектр возможностей и звуковых библиотек.
В электронных музыкальных инструментах звуковой сигнал создаётся с помощью электронных схем (генераторов, модуляторов, фильтров и т. п.). Затем сигнал подаётся на усилитель и воспроизводится в виде звука (обычным динамиком).
Первый электронный музыкальный инструмент создал Таддеус Кэхилл в 1901 году — телармониум. На основе электрических генераторов воспроизводил разные ноты, слушать трансляцию можно было по городскому телефону.
В 1921 году русский изобретатель Лев Сергеевич Термен создал терменвокс — бесконтактный инструмент, в котором частота звука изменяется благодаря изменению ёмкости колебательного контура за счёт изменения расстояния до рук музыканта.
Эдуард Артемьев — один из первых отечественных композиторов, начавших широко применять электронные звучания в кинофильмах. В его творчестве использовались синтезаторы, магнитофоны и компьютерные программы. Композитор создавал произведения в разных жанрах: оперы, симфонии, кантаты, оратории, фортепианные опусы, концерты, песни, электронная музыка. Для музыки Артемьева характерна способность к любым соединениям — жанровым, стилистическим, «техническим», открытость разным музыкальным традициям.
Эдуард Артемьев. «Поход» из фильма Андрея Кончаловского «Сибириада» - посвящена покорителям и освоителям Сибири, геологам, разведчикам, которые искали в этих дремучих местах нефть. Однако со временем тема получила космическую направленность - «Воскрешение» («ResuRection»).
Автор музыки более чем к 200 кинокартинам. «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского; «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино». «Сибириада» Андрона Кончаловского, «Курьер» и «Город Зеро» Карена Шахназарова и др.
Эдуард Артемьев. «Слушая Баха» из фильма «Солярис» Андрея Тарковского — органная пьеса, которая символизирует планету Земля. Это переработанная Эдуардом Артемьевым фа-минорная хоральная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха. Основное настроение прелюдии — молитвенное и возвышенное. Неторопливый темп и гармония прелюдии служат созданию особой атмосферы, как бы портала для общения с Богом. Музыка в фильме «Солярис» соответствует жанру — фантастическому, философскому. Электронная музыка Артемьевым записанная с помощью синтезатора АНС, создаёт ощущение космоса, движение и влияние Океана Солярис, гнетущее, напряжённое состояние.