Содержание урока. Тематические линии урока
Интонация в музыке (от латинского «интоно» — «громко произношу») — воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Музыкальная интонация отличается от речевой фиксированностью звуков по высоте и хависомостью от лада. Интонационная неточность в музыке называется фальшью.
Некоторые виды музыкальных интонаций:
Интонации бывают:
- эмоциональные - выражают чувства, например - интонации вздоха, томления. др.
- изобразительные — звуковое изображение движения каких-то предметов, например, имитация хода поезда, ход шагов и др.
- стилевые — воссоздание типичных черт музыки великих композиторов-классиков.
- композиционные — использование отдельных средств музыкальной выразительности, например, мелодики, ритмики, гармонии.
На выразительность музыкальной интонации влияют:
Мелодия — может развиваться в восходящем движении (подъём, энергия, напряжение) или нисходящем (спад напряжения, эмоциональная разрядка).
Ритм — имеет специфическое значение в конкретных музыкальных жанрах: например, в марше ритм упругий, чёткий, в колыбельной — покачивающийся монотонно-однообразный, в пьесах танцевального жанра — пунктирный, острый.
Тембр — окраска звучания инструментов, которая влияет на интонацию.
Интонация помогает создать особую атмосферу в музыкальном произведении, подчеркнуть смысловую нагрузку композиции, вызвать у слушателей различные чувства и ассоциации через передачу различных интонаций, подчеркнуть ритм и мелодию композиции, делая её более запоминающейся и убедительной.
Камиль Сен-Санс «Карнавал животных» («зоологическая фантазия») — сюита для инструментального ансамбля. Состоит из 14 пьес, каждая из которых имеет своё название. Сюита написана Сен-Сансом во время отдыха в Австрии. как сюрприз для концерта на празднике «Жирного вторника». Сен-Санс запретил издавать сюиту при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки.
Цикл создан по принципу контрастов, как образных, так и темповых:
Пьесы-портреты — где композитор рисует образы животных (Лев, Слон);
Пьесы-картины — где создаёт поэтическую атмосферу (Аквариум);
Пьесы, где средствами музыки передаются движения и повадки животных (Кенгуру, Антилопа).
Пьесы есть с эффектами:
- звукоизобразительности — имитируются голоса животных, течение воды и т. п..
- пародирования известных музыкальных произведений — в виде стилизаций и даже точных цитат.
- изобразительных эффектов — например, в пьесе «Кукушка в глубине леса».
Кинематографисты часто используют фрагменты сюиты в саундтреки к фильмам.
Пьеса «Королевский марш льва» из сюиты «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса имеет торжественный, грозный характер. Композитор изображает торжественный выход царя зверей, его поступь горделива, а рычание льва передано с помощью изобразительных эффектов. Тема изложена мощными одинаковыми нотами в разных регистрах (октавами) струнных, звучит грозно и даже устрашающе. В ритме нет привычного маршевого пунктира, ощущается упругая и мягкая кошачья походка.
В конце каждой фразы слышатся звуковые сочетания, подражающие фанфарным сигналам и барабанной дроби. В середине пьесы сквозь октавные пассажи на рояле возникает львиное рычание, которое в сочетании с виолончелью и контрабасом становится ещё более устрашающим.
Музыка «Аквариум» Камиля Сен-Санса имеет в целом спокойный характер: сначала лёгкая и спокойная, потом взволнованная и печальная, в конце — серьёзная. В целом произведение характеризуется светлыми, нежными и расслабляющими тонами, которые передают спокойную жизнь в подводном мире.
Пьеса Камиля Сен-Санса «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» имеет лирический характер. Композитор создал музыкальный образ гордой, величественной птицы — лебедя. Начинается с небольшого фортепианного вступления, в изображаюется лёгкий плеск и рябь на поверхности воды. Во втором такте на фоне вступления звучит вдохновённая мелодия, в которой звук за звуком бархатный голос виолончели вырисовывает образ птицы. Благодаря спокойному темпу и выразительным динамическим оттенкам музыка звучит ласково и нежно. Певучая мелодия у виолончели — изображает плавное движение лебедя по поверхности воды. Фигурации у фортепиано — изображают рябь на воде. Использование легато и глиссандо — помогает музыке плавно скользить, как лебедь по воде.