Содержание урока. Тематические линии урока
Н.В. Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек!»
Символика календарных обрядов. Календарно - обрядовые песни осени издревле были связаны со сбором урожая. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа "именинника" или снопа - "деда". Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки. Почитание первого снопа, снопа "именинника" или снопа - "деда".
Во время сбора урожая пели житные песни - так раньше народный фольклор называл календарно - обрядовые осенние песни.
Во время жатвы жнецы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев. Если таковых найдется 12, то он называется житной маткой, или спорыньей. Нашедшие эти колосья хранят их как зеницу ока в продолжении всего года, приберегая их к посеву, во время которого их рассеивают первыми с твердой надеждой на получение от них обильного урожая.
Восстановить плодородие почвы помогал обряд "завивание бороды". Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на корню в сноп, а в середину этой завязанной "бороды" клалось угощение - краюшка хлеба с солью. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды.
Потом с последним снопом, распевая торжественно песни, торжественно шли домой. Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.