Содержание урока. Тематические линии урока
В течение веков сложились определенные закономерности композиции, во многом подобные построению литературных произведений.
В музыкальном произведении есть завязка (изложение содержания), разработка, развитие идей и образов, кульминация и развязка.
Возможна многотемность, полифоничность, сквозное развитие идей и образов.
Форма - процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественный образ данного произведения: мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее.
Георгий Свиридов "Запевка" на стихи И. Северянин - вокальное произведение, в котором главенствует тема Родины, показана красота природы, исторические события. Г.В.Свиридов пронесет любовь к родной природе, родному краю, любимым поэтам - А.Блок, А.С.Пушкин, В.Маяковский.
С. С. Прокофьев "Шествие солнца"- балетная музыка для спектакля «Летящий ковер», написана в самый разгар событий Первой мировой войны. Она символизирует вызов и призыв разуменьшить вред войны на мирных землях и начать светлую новую демократическую жизнь. Эта композиция позволяет нам увидеть красоту этого мира и соединиться со всеми живыми существами на Земле, идущими в сторону света и прогресса. «Шествие солнца» хорошо передает чувство бесконечности времени. Прокофьев использовал различные инструменты и динамические переходы между ними, чтобы передать ощущение настоящей и безграничной жизни.
М.П.Мусоргский. Пляски персидок из оперы "Хованщина" - танцевальная сцена. Томная, обольстительная и гениальная в своей простоте мелодия обволакивает балетный номер в восточном стиле.