Содержание урока. Тематические линии урока
Ритм играет важную роль в музыкальной композиции, он помогает композиторам и исполнителям передавать срочность, спокойствие, радость, меланхолию или чистую хаотическую энергию.
Ритм в музыке — это организация времени и акцентов в музыкальном произведении (скорость, пульсация и ощущение движения в музыке). Ритм включает в себя последовательность длительностей нот и пауз, определяется метрическими схемами, такими как такты и удары. Такты разделяют музыкальное произведение на равные временные интервалы, а удары — это основные акцентированные моменты внутри такта.
В зависимости от жанра и стиля музыки, ритм может быть упорядоченным и строгим или свободным и импровизационным.
Ритм играет важную роль в создании гармонии и эмоциональной выразительности музыки. Он может вызывать различные эмоциональные реакции у слушателей, от создания ощущения движения и энергии до передачи спокойствия и медитативности.
Иоганн Штраус-старший «Марш Радецкого» — одно из самых знаменитых произведений Штрауса. Марш написан в 1848 году в честь фельдмаршала Йозефа Радецкого, который стал национальным героем Австро-Венгрии благодаря своим военным достижениям. Штраус сочинил марш в сентябре 1848 года, посвящён возвращению победоносных войск.
Основой марша послужила австрийская народная мелодия «Старый венский танец», чей темп Штраус ускорил так, чтобы мелодия сочеталась с парадным прохождением кавалерийских частей. Произведение с чётким ритмом, торжественным и энергичным звучанием. Чёткий ритм, торжественное и энергичное звучание, мелодии напоминают о марширующих солдатах и триумфальных походах.
Иоганн Штраус «Neue Pizzicato Polka» (Новая пиццикато-полька). «Полька-пиццикато» Иоганна Штрауса, созданная в соавторстве с братом Йозефом, имеет игривый характер, строится на приёме пиццикато — игре на щипке струн, что придаёт музыке забавный колорит. В некоторых вариантах исполнения звучит колокольчик, который добавляет музыке комический элемент. «Полька-пиццикато» словно маленькая музыкальная шутка, она демонстрирует уникальное чувство юмора Штрауса, которым композитор умел наполнять даже короткие танцевальные номера. Штраус использовал эту музыку для балета между вторым и третьим актами своей оперетты «Фюрстин Нинетта».
Вальс «На прекрасном голубом Дунае» австрийского композитора Иоганна Штрауса-младшего (написан в 1866 году в Вене) имеет характер светлого, жизнерадостного, праздничного настроения. Произведение представляет собой венский вальс, выработанный Штраусом и его предшественниками. Вальс состоит из интродукции, сюиты из пяти вальсов и заключительной яркой коды. Мелодическое богатство — в одном вальсе более десяти мелодий, все они мажорны.
Умение Штрауса изобретать новые танцевальные ритмические фигуры в рамках единогоосновного ритма вальса.