2 класс. Урок 2. Тема "Русский фольклор"
Содержание урока. Тематические линии урока

Русский фольклор - это наша история, традиции, вера и нравы. Он известен еще в дописьменную эпоху, когда народная культура сохранялась, передаваемая «из уст в уста». Зарождение русского фольклора связано с языческими верованиями наших предков, отразившихся в многочисленных мифах, сказаниях и обрядах. После принятия христианства древнеславянская культура начала взаимодействовать с новой религиозной традицией, обогатившись библейскими сюжетами и образами святых. Именно такое сочетание двух миров породило уникальный феномен русской духовной культуры, нашедший выражение в литературе, искусстве и обычаях.
    Фольклор – этот термин пришел к нам из староанглийского языка. Анг. Folk – народ, lore – учение, т.е. народное народная мудрость. Именно так, уважительно и даже возвышенно принято во всем мире называть устное музыкальное и литературное народное творчество.
Очень давно люди не знали письменности. Один талантливый человек сочинил, другой услышал, что-то добавил и так каждый приукрасил, чтобы было интереснее – получается сочиняют все вместе – всем народом – поэтому, творчество и называется народным. Народное творчество проверено и на этом выросло не одно поколение.
Наука, которая изучает народный фольклор называется фольклористикой.
   Одной из наиболее известных форм фольклора считается народная песня. Музыка рассказывает о настроениях и традициях народа, поднимает темы любви, дружбы, труда, Родины. Для каждого народа его песни — неотъемлемая часть культуры и народной идентичности, которые помогают сохранить и передать наследие будущим поколениям.
   Существуют также фольклорные танцы. Танец в фольклоре — не просто развлечение, но и способ передать эмоции, истории и символы культуры  народа. Фольклорные танцы отличаются разнообразием стилей. Они могут быть энергичными или печальными, степенными.
   Фольклор сближает людей разных поколений и мировоззрений, помогает людям понять друг друга, уважать свою культуру и культуру других народов. Важно сохранять фольклор, передавать его детям через устное народное творчество. 
    Народные предания, песни, игры, ритуалы, поверья — всё это составляет единое целое, являющееся основой самобытности и гордости российского народа.
А все взрослые мечтают, чтобы дети выросли красивыми, здоровыми, умными и добрыми, трудолюбивыми, чтоб ребенок рос наблюдательным, сообразительным, ему загадывали загадки; чтоб научился ясно и выразительно разговаривать – разучивать скороговорки, чтобы знали, что хорошо, что плохо – сказывали мудрые сказки.

    Для того, чтобы музыка родилась и жила нужны композитор (сочинение), исполнитель (исполнение) и слушатель (слушание). 
Написанная, но не исполненная музыка – ещё не музыка.
Написанная, исполненная, но никем не услышанная музыка ещё тоже не вполне музыка.
Настоящей музыкой музыка становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана.
Музыка существует для людей, а не для тех, кто её сочиняет и исполняет.
Композитор сочиняет музыку, представляя ее в реальном исполнении, представляет возможный отклик аудитории.
Исполнитель, выступает сначала как слушатель, затем от имени композитора представляет музыку слушателю.
Слушатель воспринимает исполняемое произведение, а через него и сочиненное.
Музыка строится по определённым правилам и состоит из разных элементов музыкальной речи, которые и композиторы, и исполнители, и слушатели должны знать, чтобы понимать друг друга. Вот с этими элементами музыкальной речи мы знакомимся на уроках.

Музыкальная грамота.
    Мелодия: главное средство выразительности музыки, её душа, главная мысль музыкального произведения, выраженная звуками.
Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia", что означает пение, напев.
   Музыка композиторов полна народными или близкими к народным мелодиями. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева во всем мире узнают, как музыку русскую, Шопена - как польскую, Грига - как норвежскую...

    Музыкальная фраза – это относительно завершенная часть мелодии. Фразу можно разбить на мотивы, обычно в одной фразе – два мотива: 1 мотив + 1 мотив = 1 фраза. Таким образом, музыкальный мотив – наименьший элемент музыкальной темы, короткая музыкальная мысль.
В музыкальном произведении может быть как одна, так и несколько музыкальных тем.
Поступенное, плавное движение мелодии, скачки.
Мелодический рисунок - изменения высоты звуков в музыке. 
Определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками.
Исполнение, импровизация (вокальная или на звуковысотных музыкальных инструментах) различных мелодических рисунков.
Слушание и размышления о музыке.
Вокальные упражнения-попевки на развитие вокальных данных.
Разучивание песни.

На выбор или факультативно:
Нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива. Обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз, похожих друг на друга.
Исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Русское народное творчество.
Фольклор песни хороводы
Русский фольклор.
Былины
Народный хор 
им. Гнесиных
Русская народная песня
«Из-под дуба, из-под вяза»
Гимн Российской Федерации
Муз. М. Хохлова. Сл. группы авторов
Гимн Донецкой Народной Республики
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского 
"Родная песенка"
Муз.А. Ермолов сл. Муз.А. Борисова
"Веселая песенка"
Русская народная песня
"Из-под дуба, из-под вяза"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.