Содержание урока. Тематические линии урока
Русский фольклор - это наша история, традиции, вера и нравы. Он известен еще в дописьменную эпоху, когда народная культура сохранялась, передаваемая «из уст в уста». Зарождение русского фольклора связано с языческими верованиями наших предков, отразившихся в многочисленных мифах, сказаниях и обрядах. После принятия христианства древнеславянская культура начала взаимодействовать с новой религиозной традицией, обогатившись библейскими сюжетами и образами святых. Именно такое сочетание двух миров породило уникальный феномен русской духовной культуры, нашедший выражение в литературе, искусстве и обычаях.
Фольклор – этот термин пришел к нам из староанглийского языка. Анг. Folk – народ, lore – учение, т.е. народное народная мудрость. Именно так, уважительно и даже возвышенно принято во всем мире называть устное музыкальное и литературное народное творчество.
Очень давно люди не знали письменности. Один талантливый человек сочинил, другой услышал, что-то добавил и так каждый приукрасил, чтобы было интереснее – получается сочиняют все вместе – всем народом – поэтому, творчество и называется народным. Народное творчество проверено и на этом выросло не одно поколение.
Наука, которая изучает народный фольклор называется фольклористикой.
Одной из наиболее известных форм фольклора считается народная песня. Музыка рассказывает о настроениях и традициях народа, поднимает темы любви, дружбы, труда, Родины. Для каждого народа его песни — неотъемлемая часть культуры и народной идентичности, которые помогают сохранить и передать наследие будущим поколениям.
Существуют также фольклорные танцы. Танец в фольклоре — не просто развлечение, но и способ передать эмоции, истории и символы культуры народа. Фольклорные танцы отличаются разнообразием стилей. Они могут быть энергичными или печальными, степенными.
Фольклор сближает людей разных поколений и мировоззрений, помогает людям понять друг друга, уважать свою культуру и культуру других народов. Важно сохранять фольклор, передавать его детям через устное народное творчество.
Народные предания, песни, игры, ритуалы, поверья — всё это составляет единое целое, являющееся основой самобытности и гордости российского народа.
А все взрослые мечтают, чтобы дети выросли красивыми, здоровыми, умными и добрыми, трудолюбивыми, чтоб ребенок рос наблюдательным, сообразительным, ему загадывали загадки; чтоб научился ясно и выразительно разговаривать – разучивать скороговорки, чтобы знали, что хорошо, что плохо – сказывали мудрые сказки.
Для того, чтобы музыка родилась и жила нужны композитор (сочинение), исполнитель (исполнение) и слушатель (слушание).
Написанная, но не исполненная музыка – ещё не музыка.
Написанная, исполненная, но никем не услышанная музыка ещё тоже не вполне музыка.
Настоящей музыкой музыка становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана.
Музыка существует для людей, а не для тех, кто её сочиняет и исполняет.
Композитор сочиняет музыку, представляя ее в реальном исполнении, представляет возможный отклик аудитории.
Исполнитель, выступает сначала как слушатель, затем от имени композитора представляет музыку слушателю.
Слушатель воспринимает исполняемое произведение, а через него и сочиненное.
Музыка строится по определённым правилам и состоит из разных элементов музыкальной речи, которые и композиторы, и исполнители, и слушатели должны знать, чтобы понимать друг друга. Вот с этими элементами музыкальной речи мы знакомимся на уроках.
Музыкальная грамота.
Мелодия: главное средство выразительности музыки, её душа, главная мысль музыкального произведения, выраженная звуками.
Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia", что означает пение, напев.
Музыка композиторов полна народными или близкими к народным мелодиями. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева во всем мире узнают, как музыку русскую, Шопена - как польскую, Грига - как норвежскую...
Музыкальная фраза – это относительно завершенная часть мелодии. Фразу можно разбить на мотивы, обычно в одной фразе – два мотива: 1 мотив + 1 мотив = 1 фраза. Таким образом, музыкальный мотив – наименьший элемент музыкальной темы, короткая музыкальная мысль.
В музыкальном произведении может быть как одна, так и несколько музыкальных тем.
Поступенное, плавное движение мелодии, скачки.
Мелодический рисунок - изменения высоты звуков в музыке.