Содержание урока. Тематические линии урока
Для того, чтобы музыка родилась и жила нужны композитор (сочинение), исполнитель (исполнение) и слушатель (слушание).
Написанная, но не исполненная музыка – ещё не музыка.
Написанная, исполненная, но никем не услышанная музыка ещё тоже не вполне музыка.
Настоящей музыкой музыка становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана.
Музыка существует для людей, а не для тех, кто её сочиняет и исполняет.
Композитор сочиняет музыку, представляя ее в реальном исполнении, представляет возможный отклик аудитории.
Исполнитель, выступает сначала как слушатель, затем от имени композитора представляет музыку слушателю.
Слушатель воспринимает исполняемое произведение, а через него и сочиненное.
Музыка строится по определённым правилам и состоит из разных элементов музыкальной речи, которые и композиторы, и исполнители, и слушатели должны знать, чтобы понимать друг друга. Вот с этими элементами музыкальной речи мы знакомимся на уроках.
Музыкальная грамота.
Мелодия: главное средство выразительности музыки, её душа, главная мысль музыкального произведения, выраженная звуками.
Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia", что означает пение, напев.
Музыка композиторов полна народными или близкими к народным мелодиями. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева во всем мире узнают, как музыку русскую, Шопена - как польскую, Грига - как норвежскую...
Музыкальная фраза – это относительно завершенная часть мелодии. Фразу можно разбить на мотивы, обычно в одной фразе – два мотива: 1 мотив + 1 мотив = 1 фраза. Таким образом, музыкальный мотив – наименьший элемент музыкальной темы, короткая музыкальная мысль.
В музыкальном произведении может быть как одна, так и несколько музыкальных тем.
Поступенное, плавное движение мелодии, скачки.
Мелодический рисунок - изменения высоты звуков в музыке.