1 класс. Урок 3. Тема "Русские народные музыкальные инструменты" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Любой народный музыкальный инструмент – это часть истории народа. Они способны раскрыть специфику нравов и обычаев, поведать многое о культуре. Русские народные музыкальные инструменты обнаруживают богатство души, ее яркий творческий нрав. Подтверждение тому – мелодичный характер русской музыки, ее многоголосие.
Русская народная инструментальная музыка в течение многих веков существовала только в устной традиции. Первые записи народной музыки появились лишь во второй половине 18 века.
Инструментальная музыка имела место только в светской культуре. Она применялась в различных сферах — в придворном, княжеском быту, в ратном деле, в народных праздниках.
Широко были распространены духовые и ударные инструменты: трубы, рожки, свирели, сопели, кугиклы, жалейки, волынки, барабаны, накры и другие. В организации досуга важную роль играли струнные инструменты — различные виды гуслей, гудок, скрипка, домры, позже — балалайки.
Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
нструментальная музыка художественно яркое своеобразное ответвление творческой деятельности русского народа. Основная форма проявления инструментальной музыки наигрыш. Наиболее распространенные формы бытования русской народной инструментальной музыки: сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, пение под музыку.
Одной из специфических особенностей бытования русской народной инструментальной музыки является неразрывная взаимосвязь ее с обрядами, праздниками, домашним бытом, трудом. Яркий, четкий, точный, звонкий, «открытый», тембр музыкальных инструментов при игре «для людей» и более скромный, лирический при игре «для себя».
Связанная, подобно другим видам устного народного творчества с самыми разными сторонами деревенской жизни, традиционная инструментальная музыка передает богатство оттенков чувства народа и является, прежде всего, выражением праздничного мироощущения и мировосприятия, носителем и возбудителем жизнерадостного настроения.
Основными обрядами семейно-бытового цикла, где звучит инструментальная музыка, являются крестины и свадьба. Подчеркнем, что народные музыкальные инструменты, как носители праздничного, жизнерадостного начала, никогда не используются в погребальном обряде. Не разрешается играть на музыкальных инструментах и во время религиозных постов: пасхального, Рождественского и др.
Инструментальная музыка органично связана для людей с разнообразными сферами жизнедеятельности (собирательство, охота, лесные работы и т.д.), с большинством календарные-земледельческих и семейно-бытовых обрядов, с театрализованными играми, забавами, танцами, банкетами, посиделками.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов;
- определение на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных;
- музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов;
- двигательная игра - импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах;
- слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в которых присутствуют звукоизобразительные элементы, подражание голосам народных инструментов;
- вариативно: просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах; посещение музыкального или краеведческого музея;
- освоение простейших навыков игры на свирели, ложках
Виды и формы деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Русские народные
инструменты
Русские народные
инструменты
Голоса народных инструментов. Балалайка
Русская народная песня
«Ходит зайка по саду»,
Русская народная песня
«Как у наших у ворот»
Муз. В.Шаинского, сл.М.Пляцковского
«Дважды два — четыре» 
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. Т. Попатенко, сл.М. Ивенсен
«Скворушка прощается»
Муз. Т. Попатенко, сл.М. Ивенсен
«Скворушка прощается» (караоке)
Муз. В.Шаинского, сл.М.Пляцковского
«Дважды два — четыре» (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.