1 класс. 1 четверть. Тема "Учимся понимать музыку " (8 часов)
3 урок. Тема "Музыкальные пейзажи. Музыка осени. Звукоряд"
Содержание урока. Тематические линии урока

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.

Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.
П.И.Чайковский. Времена года "Октябрь". Тоскливая унылая пора. Октябрь. Последние листья слетают с обнаженных ветвей. От каждого созвучия этой мелодии веет печалью. Но вот появляются гармонии надежды, словно лучи холодного солнца выглядывают из-за тучи. И осень преображается, разгорается пламенем в душе. Но вновь закапал промозглый дождь, и мелодия заканчивается минорными аккордами. Так звучит «Осенняя песня». Петр Ильич Чайковский написал ее в 1875 году.

Музыка – это чудесный мир, который создают вместе композитор, сочиняющий музыку, музыкант-исполнитель и слушатель.
Музыкант – это человек, который умеет сочинять и исполнять музыку. Исполняя музыкальные произведения, музыкант старается донести его характер и содержание слушателям. Музыкант – это профессия, но любителей музыки, которые хорошо играют на музыкальных инструментах или поют, тоже часто называют музыкантами. 
Музыканты бывают разные: скрипач, пианист, певец и другие. 
Композитор – это музыкант, который сочиняет, придумывает музыку. Это слово пришло к нам из латинского языка, в котором оно значило «составитель». Поэтому раньше так называли любого человека, занимающегося композицией (составлением и сочинением). Если бы эта традиция сохранилась до наших дней, то сегодня мы бы могли назвать композитором и составителя цветочных букетов, и сочинителя рассказов, и составителя с помощью компьютера музыкальных композиций из написанных другими людьми музыкальных фрагментов и так далее. Но сейчас это слово употребляется именно для обозначения профессии музыканта.
Исполнитель – в музыке так называют музыканта или музыкальный коллектив. И певец, и скрипач, и хор, и оркестр – это исполнители.
В области искусства исполнителями называют творческих людей, которые исполняют литературные, музыкальные или иные произведения: танцоров, актёров, чтецов, музыкантов, цирковых артистов и других.

Хор – это группа певцов, соло – это исполнение одним певцом, а ансамбль – это группа музыкантов, включающая не только певцов, но и инструменталистов.
Ансамбль - совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей,  излюбленный с давних времен тип музицирования.

Музыка записывается с помощью нот. Для записи музыки нужен нотный стан и скрипичный ключ. Если записать ноты по порядку – получится звукоряд.
Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.
Двигательная импровизация, пластическое интонирование.
Разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте.
Знакомство с элементами нотной записи. Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков.
Пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до».
Разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда.
Размышление на темы:
- "К какому жанру относится прослушанное произведение, почему?"
- "Может ли музыка нам рассказать о человеке и его переживаниях?"
- "Может ли музыка рисовать картины природы?"

На выбор или факультативно:
Рисование «услышанных» пейзажей и/или абстрактная живопись — передача настроения цветом, точками, линиями.
Игра-импровизация «Играем в композитора».
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
П.И.Чайковский
Времена года "Октябрь"
М. Парцхаладзе
«Осенний дождик»
Аранжировка пьесы П.И.Чайковского
с цикла "Времена года": "Октябрь"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. Ю. Чичкова, сл.П. Синявского
 "Родная песенка"
Автор: Роот Зинаида Яковлевна
"Ах, какая осень!"
Муз.А. Ермолова. сл. В.Борисова
«Веселая песенка» (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.