Содержание урока. Тематические линии урока
Устное народное творчество неразрывно связано с жизнью человека, в нём соединяются словесное мастерство, игра, живопись, танец, музыка.
Сказки, мифы и легенды часто используются в музыкальных произведениях. Композиторы вдохновлялись этими темами, создавая оперы, балеты, симфонические картины и пьесы для различных инструментов.
Сказки.
«Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова — опера, основанная на сказке Александра Пушкина. В ней рассказывается о приключениях царевича Гвидона и его матери-царицы.
«Лебединое озеро» П.И. Чайковского — произведение, которое можно назвать музыкальной сказкой, основано на немецкой сказке и рассказывает о принцессе Одетте, превращённой злой волшебницей в лебедя.
«Баба-яга» Петра Чайковского — миниатюра из цикла «Детский альбом», где сказочный сюжет представлен отрывистыми звуками, быстрым темпом и повторяющимися мотивами.
Мифы
Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика» — в основе сюжета — миф о фракийском музыканте Орфее, который отправляется в царство бога Аида, чтобы вернуть свою возлюбленную Эвридику.
Симфонические поэмы Ф. Листа «Орфей» и «Прометей» — образы греческих мифов воплощаются в жанрах симфонической музыки, при этом миф преподносится обобщённо, отсутствует сюжетная детализация.
Легенды
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова — написана по двум древнерусским легендам.
Музыкальные легенды — произведения лирико-эпического характера, воспроизводящие содержание народных или религиозных легенд. Среди них: «Легенда» для скрипки и фортепиано Г. Венявского, «Легенды» для фортепиано в 4 руки А. Дворжака, «Легенда» для фортепиано С. С. Прокофьева, романс П. И. Чайковского «Легенда».
С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк». В произведении композитор зобразил людей и животных используя разные музыкальные инструменты и разные мелодии. У каждого героя сказки есть лейтмотив, то есть узнаваемая мелодия, которая его характеризует, рисует музыкальный портрет:
• Птичка— юркая, подвижная, щебечущая. Ее изображает флейта.
• Петя — бойкий мальчик со смелым и добрым характером. Его беззаботную походку вприпрыжку передают струнные инструменты оркестра (скрипки, альты, виолончели).
• Охотники — это юмористические персонажи. Литавры и барабаны изображают их хвастливую и бесполезную пальбу из ружей.
• Волк с его хриплым рычанием показан созвучиями трех валторн. На первый взгляд он кажется страшным, но на самом деле оказывается смешным и глупым, так как мальчику удалось поймать его за хвост.
• Дедушка ходит медленно, с трудом и все время ворчит низким голосом. Эти особенности музыкального портрета передает фагот.
• Утка — медлительная и немного неуклюжая. Ее походку вперевалку и кряканье изображает гобой.
• Кошка — ловкая, хитрая и осторожная. Кларнет исполняет мелодию с акцентами и остановками, передавая крадущуюся походку этого персонажа.
Увидеть персонажа, понять его характер, поведение помогают средства выразитеьности: тембр музыкальныого инструмента, лейтмотив, характерные интонации.
Николай Римский-Корсаков. Опера «Садко» - опера-былина. Также можно определить как эпическую оперу, поскольку для неё характерно замедленное, плавное течение действия. Опера повествует о новгородском гусляре Садко, который мечтает о странствиях и приключениях. Садко отправляется на берег Ильмень-озера, чтобы петь свои песни. Одна из дочерей Морского царя — Волхова — предсказывает Садко благополучие и обещает подарить трёх золотых рыбок. Садко снаряжает на это золото корабли с товарами, собирает «дружину хоробрую» и отправляется в дальние странствия. Корабль Садко остановлен среди моря какой-то враждебной силой — Морским царём, который требует выкупа.
Музыка оперы насыщена контрастами. Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной народной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является русская народная песенность. Опера открывается оркестровым вступлением «Океан-море синее». Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальных хоровых сценах.