1 класс. 1 четверть. Тема "Учимся понимать музыку " (8 часов)
4 урок. Тема "Русский фольклор. Оркестр"
Содержание урока. Тематические линии урока

Устное народное творчество неразрывно связано с жизнью человека, в нём соединяются словесное мастерство, игра, живопись, танец, музыка. Одним из наиболее распространённых жанров фольклора является народная песня. В древности русские народные песня отражали мировоззрение и историю народа, а также сопровождали быт и основные события в жизни русской семьи. Некоторые русские народные песни успешно сохранились и дошли до нас со времен глубокой древности («Как во городе стольно-киевском», «Туры златорогие» и др.).
   Проходя многовековой путь развития, народная песня постепенно теряла своего автора и обретала при этом подлинно народные черты, становясь по итогу одним из культурных достояний всей русской культуры.
   Русское народное музыкально-поэтическое творчество корнями своими уходит в крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи, которые существовали в период Древней Руси. Исполняли их зачастую в широком кругу слушателей, сопровождая музыкальным повествованием (гусли, ложки, колотушки, флейты, свирели и т.д.).
Народная песня — музыкально-поэтический жанр устного народного творчества, часто исполняемый под аккомпанемент. Народные песни исполнялись людьми в различных ситуациях, поэтому отражают особенности мировосприятия народа, его традиции. Такие произведения фольклора тесно связаны с бытом, трудовой деятельностью, календарным циклом.

Жанры русских народных песен Русские народные песни представлены множеством разных жанров, которые наглядно отражают многогранность и богатство души русского народа. Русские народные песни представлены множеством разных жанров, которые существенно отличаются друг от друга.
Среди них можно выделить:
  • Былины − эпические песни, которые повествуют о подвигах богатырей или исторических личностей (Илья Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Святогора и др.).
  • Обрядово-календарные – песни, сопровождавшие смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле). Также данные песни сопровождали языческие праздники, посвященные древнеславянским божествам (Перуну, Велес, Сварог и т.д.).
  • Обрядово-семейные – преимущественно свадебные и колыбельные песни, а также песни, которые приурочены к семейным застольям, торжествам и посиделкам. Лирические –чувственные народные песни, затрагивающие такие темы как мечты, печаль, несчастная или безответная любовь, разлука и тягости жизни простого крестьянина,  люди старались передать всю полноту своих эмоций, переживаний и чувств.
  • Частушки (скоморошья песня) − это песни-четверостишия шуточного характера, которые высмеивали пороки как отдельных людей, так и все общественной жизни. 
  • К детскому фольклору относят творчество самих детей (игровые песни, дразнилки, считалки, небылицы, заклички, шуточные песни) и произведения, написанные взрослыми для малышей (колыбельные, потешки, пестушки, сказки).

Оркестр - это группа музыкантов, которые исполняют вместе одно музыкальное произведение. Каждый музыкант играет свою партию по нотам, которые называется партитура. Партитуры стоят на специальных подставках – пультах.
Чтобы оркестр звучал слаженно, гармонично – им управляет дирижер. Он стоит лицом к музыкантам. Перед дирижером лежат толстые книги с нотами, в которых расписаны партии всех музыкантов. Называются такие ноты – клавир.
   Виды оркестров: симфонический, духовой, струнный, народный, эстрадный, джазовый. Они различаются по составу инструментов и по количеству музыкантов.
Существуют четыре основные группы музыкальных инструментов:
  • струнные смычковые  (в составе - скрипки, альты, виолончели, контрабасы).
  • деревянные духовые  (в составе  - флейты, гобои, кларнеты, фаготы).
  • медные духовые (в составе - валторны, трубы, тромбоны, тубы).
  • ударные (в составе - барабаны, литавры, тарелки, треугольники).
Современный состав оркестра – это большой организм, сотканный из звуков и музыкальных инструментов. Поэтому и возможности его практически безграничны. Он обладает целым спектром оттенков – от еле уловимого шелеста листвы, до мощных раскатов грома. Во всем этом процессе большая роль принадлежит прежде всего потрясающему тембровому сочетанию и, конечно, богатым динамическим оттенкам.

Музыкальная грамота: звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта.
Размышление на тему: "Роль дирижера в оркестре".
Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров.
Участие в коллективной традиционной музыкальной игре.
По выбору учителя могут быть освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ёжка», «Заинька» и др.
Важным результатом освоения данного урока является готовность обучающихся играть в данные игры во время перемен и после уроков.
Сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора.
Ритмическая импровизация, сочинение аккомпанемента на ударных инструментах к изученным народным песням. Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз.
Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов простых ритмов.
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Русская народная песня
"А что ж у нас ранешенько на дворе"
Шуточная песня
"Ой,ребята, та-ра-ра"
Тамбовские припевки
«Валенки»
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. Ю. Чичкова, сл.П. Синявского
 "Родная песенка"
Автор: Роот Зинаида Яковлевна
"Ах, какая осень!"
"Каравай", "Два весёлых гуся", "Калинка, Малинка" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.