1 класс. 1 четверть. Тема "Музыка моего края" (8 часов)
5 урок. Тема "Фольклор — народное творчество"
Содержание урока. Тематические линии урока

Фольклор (от английского – folk – народный, lore – мудрость) – особый вид искусства, устное народное творчество. Фольклор – это все то, что создано народом.  При этом народ является коллективным творцом фольклорных произведений. Чертой, отличающей его от других видов искусства, является коллективное авторство, поэтому его и называют народным творчеством. Они создавались и оформлялись в течение долгого времени коллективно. В результате вырабатывалась фольклорная традиция.
Фольклор олицетворяет нашу историю, традиции, веру и нравы. Он известен еще в дописьменную эпоху, когда народная культура сохранялась, передаваемая «из уст в уста». Существует множество разных фольклорных форм:
  • народные песни,
  • сказки,
  • предания,
  • былины,
  • пословицы,
  • считалки,
  • скороговорки,
  • потешки,
  • народные драмы и т.д.
Фольклорный стиль общения между людьми обычно не предполагал эмоций. В нем высказывались мысли и желания, связанные с определенными событиями и приуроченные к ним. Поэтому обряды в основном состоят из песен, причитаний, семейных рассказов, колыбельных распевок, свадебных похвал. Фольклорный стиль общения между людьми обычно не предполагал эмоций. В нем высказывались мысли и желания, связанные с определенными событиями и приуроченные к ним. Поэтому обряды в основном состоят из песен, причитаний, семейных рассказов, колыбельных распевок, свадебных похвал.

У славянских народов музыкальные инструменты нашими предками использовались в основном в быту пастухов, как сигналы опасности,  для аккомпанемента танцев и песен,  наделялись свойствами ритуальных предметов и использовались в различных обрядах (календарных, семейных и общественных), а также в магической практике и даже в качестве оберега или для подачи сигналов. Игра на музыкальных инструментах была преимущественно мужским делом.

Распространение музыкальных инструментов в Древней Руси было связано, с одной стороны, с традицией скоморохов и гусляров, осуждавшейся церковью как бесовство, поэтому народные музыкальные инструменты часто изымались властями и уничтожались. Известен древний указ, направленный на искоренение скоморошества: «…где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе бъ то все велеть выимать, и изломавъ те бесовскія игры велеть жечь…»
   С другой стороны, такие инструменты, как ратная труба, а позднее – сурна, использовались во время военных походов и сражений для организации войска и подачи сигналов. Некоторые музыкальные инструменты например, колёсная лира, были связаны с профессиональной деятельностью слепцов-лирников. Обучение игре на музыкальных инструментах часто считалось магическим актом, связанным с продажей души дьяволу.
Размышление на тему: "Жизнь в музыке и музыка в жизни".
Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи; определение на слух: принадлежности к народной или композиторской музыке; исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); жанра, основного настроения, характера музыки;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игрРазучивание, исполнение русских народных песен разных жанров.
Участие в коллективной традиционной музыкальной игре.

По выбору учителя могут быть освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ёжка», «Заинька» и др. Важным результатом освоения данного урока является готовность обучающихся играть в данные игры во время перемен и после уроков.
Сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора.
Ритмическая импровизация, сочинение аккомпанемента на ударных инструментах к изученным народным песням. Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз.
Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов простых ритмов.

На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Русская народная мелодия
в обработке Ю.Чичкова
Шуточная песня
"Ой,ребята, та-ра-ра"
В. Гридин
“Карело - финская полька”
Музыкальный   материал   для   исполнения
Русская народная песня
 "Два гуся"
Автор: Роот Зинаида Яковлевна
"Ах, какая осень!"
"Каравай", 
"Калинка, Малинка" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.