1 класс. Урок 5. Тема "Фольклор народов России"
Содержание урока. Тематические линии урока

Фольклор (от английского – folk – народный, lore – мудрость) – особый вид искусства, устное народное творчество. Фольклор – это все то, что создано народом.  При этом народ является коллективным творцом фольклорных произведений. Чертой, отличающей его от других видов искусства, является коллективное авторство, поэтому его и называют народным творчеством. Они создавались и оформлялись в течение долгого времени коллективно. В результате вырабатывалась фольклорная традиция. Фольклор олицетворяет нашу историю, традиции, веру и нравы. Он известен еще в дописьменную эпоху, когда народная культура сохранялась, передаваемая «из уст в уста». Существует множество разных фольклорных форм: народные песни, сказки, предания, былины, пословицы, считалки, скороговорки, потешки, народные драмы и т.д.
   Фольклорный стиль общения между людьми обычно не предполагал эмоций. В нем высказывались мысли и желания, связанные с определенными событиями и приуроченные к ним. Поэтому обряды в основном состоят из песен, причитаний, семейных рассказов, колыбельных распевок, свадебных похвал. Фольклорный стиль общения между людьми обычно не предполагал эмоций. В нем высказывались мысли и желания, связанные с определенными событиями и приуроченные к ним. Поэтому обряды в основном состоят из песен, причитаний, семейных рассказов, колыбельных распевок, свадебных похвал.

У славянских народов музыкальные инструменты нашими предками использовались в основном в быту пастухов, как сигналы опасности,  для аккомпанемента танцев и песен,  наделялись свойствами ритуальных предметов и использовались в различных обрядах (календарных, семейных и общественных), а также в магической практике и даже в качестве оберега или для подачи сигналов. Игра на музыкальных инструментах была преимущественно мужским делом.
   Распространение музыкальных инструментов в Древней Руси было связано, с одной стороны, с традицией скоморохов и гусляров, осуждавшейся церковью как бесовство, поэтому народные музыкальные инструменты часто изымались властями и уничтожались. Известен древний указ, направленный на искоренение скоморошества: «…где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе бъ то все велеть выимать, и изломавъ те бесовскія игры велеть жечь…».  Такие инструменты, как ратная труба, а позднее – сурна, использовались во время военных походов и сражений для организации войска и подачи сигналов. Некоторые музыкальные инструменты например, колёсная лира, были связаны с профессиональной деятельностью слепцов-лирников. Обучение игре на музыкальных инструментах часто считалось магическим актом, связанным с продажей души дьяволу.

Музыка народов России — это богатое наследие, отражающее культурное разнообразие страны. В ней показаны мироощущение, история и обычаи каждого народа.
  • Северные народы (коми, ненцы, ханты) используют горловое пение, бубны и свирели. Музыка часто сопровождает шаманские ритуалы, охоту и сезонные праздники.
  • Центральная Россия и Поволжье. Традиции славянских и финно-угорских народов включают хоровое пение, игры на гуслях, балалайках. Песни делятся на свадебные, трудовые, обрядовые и бытовые.
  • Музыка татар. Включает в себя традиционные инструменты (баян, балалайка, домра), а также характерные жанры (кермеш и сабантуй).
  • Сибирь и Дальний Восток. Музыка народов Сибири включает в себя традиционные музыкальные стили и инструменты (ханга, тувинские горловые песни), а также музыку, вдохновлённую сибирской природой.Тундровые и таёжные народы используют шаманские песнопения, бубны, рожки и свирели, чтобы поддерживать связь с природой и духами предков.
  • Кавказ. Горские народы создают динамичные танцевальные мелодии, часто с использованием дудука, зурны и барабанов. Танцы и песни сопровождают свадьбы, религиозные праздники. Музыка народов Кавказа имеет свои уникальные особенности и традиции, часто связана с танцами и ритуалами, отражает историю и культуру этого региона.
  • Чеченская музыка. Отражает духовные и культурные ценности этого народа, включает в себя традиционные песни, танцы и инструментальные композиции, исполненные на инструментах (джарх и дудук).
Знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей Российской Федерации;
- определение характерных черт, характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации);
- разучивание песен, танцев, импровизация ритмических аккомпанементов на ударных инструментах;
- вариативно: исполнение на доступных
клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи;
- творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальному творчеству народов России
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды и формы деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Русская народная мелодия
в обработке Ю.Чичкова
Шуточная песня
"Ой,ребята, та-ра-ра"
Башкирская народная песня
"Уралым"
Татарская народная песня
«Энисэ»
Якутская народная песня. Кут-сур.
Норуот ырыата
Алтайская
народная песня
Музыкальный   материал   для   исполнения
Русская народная песня
"Земелюшка-чернозем"
Русская народная песня
"Земелюшка-чернозем"
Муз.В. Шаинского, сл. М. Пляцковского
«Чему учат в школе»
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.