1 класс. 1 четверть. Тема "Учимся понимать музыку " (8 часов)
6 урок. Тема "Русский фольклор. Музыка в любимых сказках"
Содержание урока. Тематические линии урока

Природа всегда была для человека учителем, познавая которую человек учился использовать их. Первые народные музыкальные инструменты возникли давным-давно, еще в незапамятные времена. Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком. Это - голос, который может издавать певучие звуки разной высоты. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то размеренно притопывал. Хлопки в ладоши, притопывания — первые ударные звуки. Поэтому древнейшими музыкальными инструментами стали трещотки и барабаны, с помощью которых очень четко можно передать ритм танца.
   У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками ГРОЗ, ВЬЮГ и ВЕТРОВ. Если обратиться к устному народному творчеству, то можно обнаружить в русских сказках, что: на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха.
   В Древней Руси были изобретены  музыкальные инструменты: деревянные трубы и рога, колокольчики, глиняные свистульки, флейта, гусли, сопель и свирель, било. Почти все эти инструменты использовались скоморохами – первыми профессиональными актерами на Руси. Они выступали и как певцы, музыканты, сказители, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты ещё в XI.
  Струнные музыкальные инструменты можно сравнить с охотничьим луком. В самом деле, если отпустить тетиву лука, она запоёт. А если натянуть на лук несколько струн, - получится арфа. Видимо древний охотник заметил, что разные луки поют по-разному. Одни выше, другие ниже. Можно было сделать несколько луков разной величины и исполнять на них мелодию из трёх-четырёх звуков. 

Наиболее известные духовые инструменты: дудка (она же сопель, пищалка) – продольная флейта, известная по данным новгородских раскопок с конца XI в.; жалейка (рожок) – инструмент с одним или двумя деревянными стволами, с раструбом из рога, появившийся, по некоторым данным, в 18 в.; кувиклы (цевница, флейта Пана – инструмент, известный с XVIII в., преимущественно в южном регионе). В летописях упоминаются также военные трубы, охотничьи рога, бубны (ратные бубны упомянуты в летописях XII в.). Распространение в народном быту таких инструментов западноевропейского происхождения, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь), относится к самому позднему периоду XIX-XX вв.
    В русских народных сказках часто используются музыкальные инструменты: гусли, гармошка, свирель. В сказках музыкальные инструменты заставляют людей плясать, подчиняют животных, строят города, могут вызвать бури.
Вот некоторые сказки, в которых упоминаются музыкальные инструменты:
«Царица-гусляр»;
«Звериное молоко»;
«Музыка-чародейник»;
«Безногий и слепой богатыри»;
«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»;
«Пастушья дудочка»;
«Иван-купеческий сын»;
«Плясовая гармонь»;
«Троеструнные гусельцы»;
«Волшебные гусли»;
«Садко».

Музыка в русских народных сказках.
Музыкальные инструменты в народных сказках.
Первые на Руси инструменты - ударные и ударно-шумовые.
Духовые инструменты: дудки, свистульки, свирели, рожки, флейта, др. (звук образуется при помощи воздуха).
Народные певцы. Скоморохи -  актеры-музыканты на Руси.

Закрепление элементов музыкальной грамоты: с нотным станом, скрипичным ключом; нотами первой октавы, звуками длинными и короткими (восьмые и четвертные длительности), тактом, тактовой чертой, длительностями: половинная, целая, шестнадцатые Паузами, ритмическими рисунками.
Размышление на тему: "Можно ли жить без музыки"?
Актуализация знаний детей о музыке в русских народных сказках.
Русские народные песни, танцы, праздники, встречающиеся в сказках.
Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям.

Углубление знакомства с элементами нотной записи Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков
Пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до»
Разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда
Закрепление элементов музыкальной грамоты: с нотным станом, скрипичным ключом; нотами первой октавы, звуками длинными и короткими (восьмые и четвертные длительности), тактом, тактовой чертой, длительностями: половинная, целая, шестнадцатые Паузами, ритмическими рисунками.

На выбор или факультативно:
Просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе сказок.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Русская народная сказка
"Заюшкина избушка"
Шуточная песня
"Ой,ребята, та-ра-ра"
по мотивам
русских народных сказок
Музыкальный   материал   для   исполнения
Русская народная песня
 "Два гуся" (караоке)
Русская народная песня
"Два весёлых гуся"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.