Содержание урока. Тематические линии урока
Мультфильмы и музыка составляют неотъемлемую часть культурной истории. С самого начала истории мультипликации музыка сопровождает её. Самый первый цветной мультфильм, созданный французом Эмилем Рейно, сопровождался музыкой. Пожалуй, из всех искусств анимация ближе всего к музыке, и анимационные попытки не иллюстрировать, а именно выразить музыку через движущуюся картинку появились очень скоро после того, как звук пришел в кино.
Мультфильм–любимый жанр всех детей, понятный и завораживающий. Звуковые мультфильмы возможны без слов, но без музыки вряд ли. Под музыку персонажи ходят, бегают, плавают, летают... Под музыку поют и танцуют. Музыка выражает их чувства. А порою наше отношение к ним: сочувственное или насмешливое. Музыка может звучать привычно, а может поражать своей причудливостью (необычным звучанием необычных музыкальных инструментов).
Музыка имеет важное значение для создания атмосферы и для поддержания интереса зрителя, помогает проиллюстрировать действия и эмоции персонажей, придает мультфильмам дополнительную глубину и выразительность. Она также может помочь создать иллюзию движения и дать зрителю более полное представление о ходе сюжета. Например, музыка может представлять действия героя или эмоциональное состояние персонажей. Она может быть использована для придания тона и настроения каждой сцене, создать эмоциональный импульс для зрителя. Композиторы используют самые разные приёмы, чтобы придать реалистичность и эмоции мультипликационным персонажам и их окружению.
Многие мультфильмы созданы на основе классических музыкальных произведений. Музыку, специально написанную для мультипликации даже издают отдельными дисками и кассетами, так называемыми саундтреками. Аниматоры используют классическую музыку для своих фильмов и приглашают крупнейших композиторов современности написать специально для них. Анимация работает с классической музыкой в мультфильмах и сказках для детей, где музыка становится источником и главным двигателем сюжета.
Классическая музыка в «Том и Джерри». Известный американский мультфильм «Том и Джерри» покорил множество сердец по всему миру. Бесконечная борьба ловкого мышонка и хитрого кота в каждой новой серии заканчивается неизменным хеппи-эндом. Первые серии этого мультсериала были созданы еще в 1940 году и с тех пор приобрели небывалую знаменитость и любовь зрителей. За всю свою историю «Том и Джерри» удостоился 7 премий «Оскар». Большая роль в мультфильме принадлежит музыке, она передает чувства и эмоции главных героев. Большинство композиций принадлежит композитору Скотту Брэдли, который мастерски сочетает элементы джаза, классики и современных популярных мелодий. Нередко можно услышать и подлинные классические произведения, что не может не радовать зрителей.
В мультфильме "Камаринская" использована увертюра Михаила Ивановича Глинки "Камаринская". Это мультфильм-фантазия на музыку великого композитора.
Камаринская - русская народная плясовая песня, пляска под эту песню, популяризованная в одноименной увертюре Михаила Ивановича Глинки. В ней Глинка подражает русскому народному пению с подголосками, когда тема проводится сначала одноголосно, а потом при каждом новом проведении добавляются новые подголоски.
Полнометражный мультфильм по опере Римского-Корсакова в обработке Льва Шварца поставлен одним из патриархов отечественной анимации Ивановым-Вано, особенно прославившимся своими постановками сказок в русском стиле. Для мультверсии в опере прежде всего сохранили всю фольклорную тему (хоры, песни Леля), а в дизайне — богатую декоративность. «Снегурочка» снята в очень распространенной в те годы технике «эклер» (или ротоскоп), которая подразумевает, что рисунок делается по съемке живых актеров. Рассказывают, что для этого специально снимали игру актеров Большого театра, певцы и хоры которого озвучивали мультфильм.
Борис Степанцев, один из самых любимых зрителями режиссеров советской анимации (постановщик фильмов про Карлсона и т. д.), соединил в своем «Щелкунчике» сюжет Гофмана с «Золушкой» и деталями других сказок, а музыку взял сразу из нескольких балетов Чайковского.
Имя композитора Владимира Мартынова значится в титрах многих мультфильмов, но самым известным из них остается «Шкатулка с секретом» — маленькая современная опера по сказке Одоевского «Городок в табакерке». Музыка к этому фильму, исполненная на аналоговом синтезаторе, относится к ранним электронным экспериментам Мартынова, а сюжет, разворачивающийся на экране, — это скорее хореография странных и эффектных персонажей из шкатулки, чем познавательная история о секрете ее устройства: понять по этому балету, как действует механизм, невозможно.
Фантазия на музыку Эдварда Грига из сюиты «Пер Гюнт». «Утро», «Шествие гномов», «В пещере горного короля» - одни из самых узнаваемых мелодий в мире. Скандинавская природа, сталактиты и сталагмиты, призраки, тролли, гномы, эльфы и даже безудержные пляски летучих мышей.
Мультфильм Инессы Ковалевской тоже совсем без слов — анимированная иллюстрация к «Детскому альбому» Петра Ильича Чайковского. Хотя цикл был изначально написан как фортепианный, в этом фильме он исполнен в транскрипции для симфонического оркестра. Композиции объединены в небольшие группы, и действие одной пьесы плавно перетекает в другое.
Геннадий Гладков «Ничего на свете лучше нету…», из мультипликационного фильма Инессы Ковалевской «Бременские музыканты» (1969). Музыка Геннадия Гладкова. Слова Юрия Энтина. Исполняет Олег Анофриев. Режиссер Инесса Ковалевская сняла музыкальный мультфильм «По следам Бременских музыкантов» как вольную экранизацию сказки братьев Гримм. Она добавила в эту историю новых персонажей — Трубадура и Принцессу, которые и стали главными героями. Сценарий для мультфильма написали актер Василий Ливанов и поэт Юрий Энтин — он стал и автором всех песенных текстов. Трубадура срисовали с фотографии в зарубежном модном журнале и с артиста балета Вячеслава Бакшеева, а прообразом принцессы, по одной из версий, стала жена Энтина. Прототипами разбойников послужили популярные киногерои Трус, Балбес и Бывалый.