2 класс. Урок 3. Тема "Русские народные музыкальные инструменты" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Русские народные музыкальные инструменты — это не просто предметы, созданные руками мастеров. Это  - звучащая история, передающаяся из поколения в поколение, отражающая богатство и многообразие русской культуры. Каждый инструмент, будь то балалайка, домра или гармошка, хранит в себе не только мелодии, но и дух народных традиций, обычаев и обрядов.
   Современная музыка активно заимствует элементы из разных стилей и жанров, интерес к русским народным инструментам не угасает. Они вновь находят свое место на сценах современных фестивалей, в концертных залах и даже в звуковом оформлении популярных кинофильмов. 
   Русские народные музыкальные инструменты имеют глубокие исторические корни, уходящие в далёкое прошлое. Их история начинается с древнейших времён, когда музыка была важной частью жизни славянских племён. Инструменты использовались не только для развлечения, но и для ритуальных обрядов, что придаёт им особое значение в культуре. На протяжении всей истории народные инструменты были неотъемлемой частью семейных и обрядовых праздников, что подтверждает их важность в социальной жизни общества. 
   Распространение музыкальных инструментов в Древней Руси было связано с традицией скоморохов и гусляров, осуждавшейся церковью как бесовство, поэтому народные музыкальные инструменты часто изымались властями и уничтожались. В летописи приведён указ, требующий искоренения скоморошества: «…где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе бъ то все велеть выимать, и изломавъ те бесовския игры велеть жечь…». В то же время такие инструменты, как ратная труба использовались во время военных походов и сражений для организации войска и подачи сигналов.
   Мастерство гусляра приписывалось летописным и былинным персонажам: как Бояну, Садко, Соловью Будимировичу, Добрыне Никитичу.
Оркестр русских народных инструментов – это коллектив музыкантов, играющих на русских народных инструментах: домрах, балалайках, гуслях, гармошках, баянах, свирелях, жалейках, рожках, свистульках, трещотках, бубнах и многих других.
  Оркестр народных инструментов – самостоятельный коллектив, но часто выступает вместе с народными хорами, танцевальными коллективами и солистами-исполнителями народной музыки. В этом случае он исполняет роль сопровождения песни или танца.

Музыкальные инструменты: фортепиано. 
Фортепиа́но является одним из самых популярных музыкальных инструментов. Это струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент, название которого произошло от итальянских слов forte – громко, piano – тихо.
Фортепиано имеет два основных типа инструментов: с горизонтальным расположением струн (рояль) и вертикальным (пианино).
Пианино предназначено для домашнего музицирования или небольших по объёму помещений.
Рояль - для концертных залов, так как имеет более насыщенное звучание. Слово «рояль» в переводе с французского означает - «королевский». Ни один дворцовый бал не обходился без использования этого инструмента.

Музыкальная грамота.
Регистр – это высота звучания голоса музыкального инструмента или певца. Это целый ряд звуков, имеющих похожее звучание. Различают низкий, средний и высокий регистры.
Октава – это восемь ступеней звукоряда, восемь, расположенных по очереди нот.
Тональность - это высота звуков лада, определяемая положением главного тона или ступени звукоряда.
Определение на слух, прослеживание по нотной записи главного голоса и сопровождения.
Различение, характеристика мелодических и ритмических особенностей главного голоса и сопровождения. Показ рукой линии движения главного голоса и аккомпанемента.
Формирование представления о регистре как высоте звука. Освоение понятий «выше-ниже».
Ознакомление с высокими и низкими звуками; формирование умения распознавать высокие и низкие звуки; формирование умения использовать высокие и низкие звуки в собственной художественной деятельности; осмысление выразительных возможностей высоких и низких звуков.
Определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров.
Различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение, проигрыш. Составление наглядной графической схемы.
Импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах).

На выбор или факультативно:
Импровизация, сочинение вступления, заключения, проигрыша к знакомой мелодии, попевке, песне (вокально или на звуковысотных инструментах).
Исполнение простейшего сопровождения (бурдонный бас, остинато) к знакомой мелодии на клавишных или духовых инструментах. 
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Русские народные
музыкальные инструменты
Русские народные
инструменты
Русские народные
инструменты
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. Ю. Чичкова, сл.П. Синявского
 "Родная песенка"
Муз.А. Ермолова. сл. В.Борисова
«Веселая песенка» (караоке)
Муз.А. Ермолова. сл. В.Борисова
«Веселая песенка» (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.