2 класс. Урок 7. Тема "Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов"
Содержание урока. Тематические линии урока

Фольклор играет важную роль в творчестве профессиональных музыкантов. Он служит источником народных мелодий, сюжетов и инструментов.

Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в своем творчестве много раз цитировал  народные песни. Любовь и интерес к обрядовому прошлому у композитора начал формироваться ещё в детстве. Став композитором, Римский-Корсаков занялся подробным исследованием различных жанров музыкального фольклора. Он собирал, записывал народные песни, изучал сказки, легенды, предания, после чего применял полученные знания в своих произведениях. В изучении и собирании фольклора его главным детищем стал сборник «100 русских народных песен», в который вошли былины, протяжные и плясовые (песни, не приуроченные к календарю), песни обрядового цикла: весенние, русальные, троицкие и семицкие, летние хороводные, а также свадебные и величальные песни.
    Наиболее ярко и полно обращение к фольклору проявилось в третьей, самой любимой опере композитора «Снегурочке» (1880–1881). Большая часть оперы сочинялась в летний период, когда Римский-Корсаков находился в деревне Стелёво. Среда, окружающая композитора, положительным образом сказалась на создании ярких пейзажных зарисовок, фольклорных обрядовых сцен, представленных в произведении.  Красивое местоположение, прелестные рощи, огромный лес «Волчинец», поля ржи, гречихи, овса, льна и даже пшеницы, множество разбросанных деревень, маленькая речка, где мы купались, близость большого озера Врево, бездорожье, запустение, исконные русские названия деревень.   
    В основе оперы — одноименная драма А. Н. Островского, которая создавалась под влиянием  русских народных сказок. В опере огромную роль занимают обрядовые сцены: проводы Масленицы (пролог), свадебный обряд (первое действие), сцена в заповедном лесу (третье действие): «… развёрнутые обрядовые циклы в этой опере образуют некое целостное действие, воплощающее  круговорот жизни. Масленичные гулянья, сжигание чучела, всё это навсегда осталось в памяти композитора с детских лет. 
   Масленица, как известно, является языческим праздником. Композитор использует в опере все характерные ритуалы этого действа. В сцену проводов Масленицы Римский-Корсаков помещает подлинную народную песню «Веселенько тебя встречать-привечать». Реплика «Ой, честная масленица» близка языческим напевам. В свадебном обряде (Мизгирь собирается взять в жены Купаву) композитор использует две народных темы. Свадебный обряд включает выкуп невесты — обычай, известный с древних времен, написаны в жанре причета, являющегося неотъемлемой частью свадебного обряда, прощания невесты с девичьей жизнью. В сцене в заповедном лесу (канун Ярилина дня, последний день весны), композитор помещает две народные темы: хороводную «Ай, во поле липенька» и плясовую «Купался бобер». В опере есть ещё одна хороводная песня «А мы просо сеяли», звучащая в четвертом действии.
   Важная роль отводится эпическому началу оперы. Действие происходит в дохристианскую эпоху, хор слепцов-гусляров из второго действия написан в жанре былины. Медленное повествование разворачивается под аккомпанемент арфы и фортепиано (имитация гусельных переборов), что напоминает слушателям певца-сказителя Баяна (опера Глинки «Руслан и Людмила»).
   Помимо обрядовых сцен и различных песен в опере представлены герои из фольклора и народные мотивы. Первым появляющимся существом в опере является Леший. Композитор подчёркивает «нечеловечность» этого персонажа. Он показан как грозный властитель чащ, именно так он изображался в древних народных преданиях. В номере «Песня и пляска птиц» звучит народная песня «Орёл-воевода, перепел-подъячий».
   Важным персонажем оперы является пастух Лель — юный бог любви и страсти, повелитель певчих птиц; изображался светловолосым пастушком, играющим на свирели.  Снегурочку пленяют его песни, ведь они дороже ей всего на свете. Снегурочка не может любить, но в тот момент, когда Лель выбирает Купаву, её сердце разбито. Лель  запевает финальный хор оперы «Свет и сила, бог Ярило».
   Ярило, как и Лель, является богом славянского пантеона. Он — бог весеннего солнца, отвечающий за цветение растений, земледелие и плодородие. Судьба Снегурочки напрямую связана с действиями бога Ярилы. В финале оперы показано прославление Ярилы и является языческим поклонением Яриле-солнцу. 
    «Снегурочка» не случайно являлась любимой оперой Римского-Корсакова. В ней представлены важнейшие темы творчества композитора: обращение к фольклору, образы природы,  разные миры — реальный и фантастический.


Симфония № 4 в творчестве великого Петра Ильича Чайковского это гениальное сочинение считается знаковым. Использование фольклора в симфонии связано с основной идеей произведения: герой находит спасение от фатума в народном веселье. Чайковский передаёт настроение народной мелодии «Во поле берёза стояла» в Четвёртой симфонии, изменяя её на протяжении произведения. 
    Финал — картина праздничного веселья, увлекательная, полная ярких красок. Его начало основано на живой, захватывающей теме в характере массовой пляски. Вторая тема — народная плясовая «Во поле березонька стояла». На протяжении части она изменяется, становится грустной, даже мрачной. Тревогой, предчувствием катастрофы наполняется музыка. И катастрофа наступает. Неумолимо грозно звучит тема рока. Все застывает. Но возвращается праздник. Народное ликование заполняет звучащее пространство.
Формирование представления о тембре как окраске звука, о разнообразии музыкальных тембров.
Формировать умения распознавать тембр звука в музыке, использовать музыкальные краски в процессе собственной художественной деятельности; осмысления; развитие тембрового слуха.
Знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов.

Слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов-инструменталистов.
Чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления.

Игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки. Музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов.
Разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам.

На выбор или факультативно:
Посещение концерта инструментальной музыки.
«Паспорт инструмента» — исследовательская работа, предполагающая описание внешнего вида и особенностей звучания инструмента, способов игры на нём.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Мультфильм "Снегурочка"
на основе оперы Римского - Корсакова
Н.А.Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка"
"Третья песня Леля"
Н.А.Римский - Корсаков
Песня и танец птиц из оперы "Снегурочка"
Русская народная песня
«Во поле берёза стояла»
П.И.Чайковский  Симфония №4
Финал "Во поле береза стояла"
Н.А.Римский - Корсаков
А мы просо сеяли - опера "Снегурочка"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. В.Шаинский. сл.А.Тимофеевский
"Пусть бегут неуклюже"
Муз. В.Шаинского, сл.Э.Успенского.
едленно минуты уплывают вдаль"
Русская народная песня
«Во поле берёза стояла» караоке
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.