2 класс. Урок 7. Тема "Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов"
Содержание урока. Тематические линии урока

Фольклор играет важную роль в творчестве профессиональных музыкантов. Он служит источником народных мелодий, сюжетов и инструментов.

Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в своем творчестве много раз цитировал  народные песни. Любовь и интерес к обрядовому прошлому у композитора начал формироваться ещё в детстве. Став композитором, Римский-Корсаков занялся подробным исследованием различных жанров музыкального фольклора. Он собирал, записывал народные песни, изучал сказки, легенды, предания, после чего применял полученные знания в своих произведениях. В изучении и собирании фольклора его главным детищем стал сборник «100 русских народных песен», в который вошли былины, протяжные и плясовые (песни, не приуроченные к календарю), песни обрядового цикла: весенние, русальные, троицкие и семицкие, летние хороводные, а также свадебные и величальные песни.
    Наиболее ярко и полно обращение к фольклору проявилось в третьей, самой любимой опере композитора «Снегурочке» (1880–1881). Большая часть оперы сочинялась в летний период, когда Римский-Корсаков находился в деревне Стелёво. Среда, окружающая композитора, положительным образом сказалась на создании ярких пейзажных зарисовок, фольклорных обрядовых сцен, представленных в произведении.  Красивое местоположение, прелестные рощи, огромный лес «Волчинец», поля ржи, гречихи, овса, льна и даже пшеницы, множество разбросанных деревень, маленькая речка, где мы купались, близость большого озера Врево, бездорожье, запустение, исконные русские названия деревень.   
    В основе оперы — одноименная драма А. Н. Островского, которая создавалась под влиянием  русских народных сказок. В опере огромную роль занимают обрядовые сцены: проводы Масленицы (пролог), свадебный обряд (первое действие), сцена в заповедном лесу (третье действие): «… развёрнутые обрядовые циклы в этой опере образуют некое целостное действие, воплощающее  круговорот жизни. Масленичные гулянья, сжигание чучела, всё это навсегда осталось в памяти композитора с детских лет. 
   Масленица, как известно, является языческим праздником. Композитор использует в опере все характерные ритуалы этого действа. В сцену проводов Масленицы Римский-Корсаков помещает подлинную народную песню «Веселенько тебя встречать-привечать». Реплика «Ой, честная масленица» близка языческим напевам. В свадебном обряде (Мизгирь собирается взять в жены Купаву) композитор использует две народных темы. Свадебный обряд включает выкуп невесты — обычай, известный с древних времен, написаны в жанре причета, являющегося неотъемлемой частью свадебного обряда, прощания невесты с девичьей жизнью. В сцене в заповедном лесу (канун Ярилина дня, последний день весны), композитор помещает две народные темы: хороводную «Ай, во поле липенька» и плясовую «Купался бобер». В опере есть ещё одна хороводная песня «А мы просо сеяли», звучащая в четвертом действии.
   Важная роль отводится эпическому началу оперы. Действие происходит в дохристианскую эпоху, хор слепцов-гусляров из второго действия написан в жанре былины. Медленное повествование разворачивается под аккомпанемент арфы и фортепиано (имитация гусельных переборов), что напоминает слушателям певца-сказителя Баяна (опера Глинки «Руслан и Людмила»).
   Помимо обрядовых сцен и различных песен в опере представлены герои из фольклора и народные мотивы. Первым появляющимся существом в опере является Леший. Композитор подчёркивает «нечеловечность» этого персонажа. Он показан как грозный властитель чащ, именно так он изображался в древних народных преданиях. В номере «Песня и пляска птиц» звучит народная песня «Орёл-воевода, перепел-подъячий».
   Важным персонажем оперы является пастух Лель — юный бог любви и страсти, повелитель певчих птиц; изображался светловолосым пастушком, играющим на свирели.  Снегурочку пленяют его песни, ведь они дороже ей всего на свете. Снегурочка не может любить, но в тот момент, когда Лель выбирает Купаву, её сердце разбито. Лель  запевает финальный хор оперы «Свет и сила, бог Ярило».
   Ярило, как и Лель, является богом славянского пантеона. Он — бог весеннего солнца, отвечающий за цветение растений, земледелие и плодородие. Судьба Снегурочки напрямую связана с действиями бога Ярилы. В финале оперы показано прославление Ярилы и является языческим поклонением Яриле-солнцу. 
    «Снегурочка» не случайно являлась любимой оперой Римского-Корсакова. В ней представлены важнейшие темы творчества композитора: обращение к фольклору, образы природы,  разные миры — реальный и фантастический.

Симфония № 4 в творчестве великого Петра Ильича Чайковского это гениальное сочинение считается знаковым. Использование фольклора в симфонии связано с основной идеей произведения: герой находит спасение от фатума в народном веселье. Чайковский передаёт настроение народной мелодии «Во поле берёза стояла» в Четвёртой симфонии, изменяя её на протяжении произведения. 
    Финал — картина праздничного веселья, увлекательная, полная ярких красок. Его начало основано на живой, захватывающей теме в характере массовой пляски. Вторая тема — народная плясовая «Во поле березонька стояла». На протяжении части она изменяется, становится грустной, даже мрачной. Тревогой, предчувствием катастрофы наполняется музыка. И катастрофа наступает. Неумолимо грозно звучит тема рока. Все застывает. Но возвращается праздник. Народное ликование заполняет звучащее пространство.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Мультфильм "Снегурочка"
на основе оперы Римского - Корсакова
Н.А.Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка"
"Третья песня Леля"
Н.А.Римский - Корсаков
Песня и танец птиц из оперы "Снегурочка"
Русская народная песня
«Во поле берёза стояла»
П.И.Чайковский  Симфония №4
Финал "Во поле береза стояла"
Н.А.Римский - Корсаков
А мы просо сеяли - опера "Снегурочка"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Русская народная песня
«Во поле берёза стояла» (караоке)
Русская народная песня
"А мы просо сеяли"
Русская народная песня
"А мы просо сеяли" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.