Содержание урока. Тематические линии урока
Программная музыка — род инструментальной музыки, имеющее словесную (стихотворную) программу, конкретизирующую музыкальное содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на что-либо вдохновившее композитора, или литературный сюжет. Программа не является разъяснением музыки, а бывает:
- Картинная — музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и др..
- Сюжетная — развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает сюжету.
В программной музыке широко применяются звукоизобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.
«Кикимора» - симфоническое произведение композитора Анатолия Константиновича Лядова из цикла «сказочных картинок» (подзаголовок — «Народное сказание». Лядов изобразил образ Кикиморы — злого духа, нечистой силы в женском обличье. Литературной основой стало одно из сказаний русского народа. «Кикимора» — одночастное симфоническое произведение. Оно состоит из вступления, основного раздела и коды:
1) Медленное вступление рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых.
2) Быстрый второй раздел начинается с темы Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы — скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы.
3) Окончание — противопоставление звучания крайних регистров: еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо.
«Волшебное озеро» - симфоническая картина композитора Анатолия Лядова из цикла «сказочных картинок». Произведение рисует озеро находится в лесной глуши, где не ступала нога ни зверя, ни человека, не простые воды текут в нём, а волшебные. Вокруг тишина, только ночью в озере отражается луна и звёзды.
«Рассвет на Москве-реке» — симфоническая картина Модеста Петровича Мусоргского, вступление к опере «Хованщина». Произведение - пейзажная зарисовка, изображающая рассвет, встающий над страной по воле юного Петра; символическая картина рассвета, который встаёт над Русью с надеждой на лучшее будущее страны. Вступление разделено на три части:
Экспозиция — мелодия струнных, рисующая предрассветное спокойствие.
Развитие — с развитием музыкального материала вступают яркие оркестровые краски, передающие рассвет и пробуждение города.
Завершение — лёгчайшее тремоло скрипок и восходящие ввысь отдельные звуки флейты и арфы завершают лаконичную зарисовку.