Содержание урока. Тематические линии урока
Симфоническая музыка – это один из наиболее значительных и популярных жанров классической музыки. Ее основным отличием является использование симфонического оркестра, который включает в себя различные инструменты, например, струнные, духовые, ударные.
Симфоническая музыка имеет богатую историю и отличается разнообразием стилей. Великие композиторы создавали шедевры симфонической музыки, такие как Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Петр Ильич Чайковский, Жорж Бизе, Густав Малер и многие другие.
Симфоническая музыка способна передать различные эмоции и настроения. Она может быть волшебной и мистической, поднимать настроение или вызывать грусть. Музыкальные произведения этого жанра могут рассказывать истории, передавать полет души и вызывать сильные эмоции в слушателях. Одна из особенностей симфонической музыки – это ее исполнение в живую. Симфонический оркестр играет музыку под руководством дирижера, который является художественным руководителем и координатором всего коллектива.
Симфоническая музыка используется в кино, рекламе, телевизионных шоу и других медиа-проектах.
Финал Четвёртой симфонии П.И. Чайковского - картина праздничного народного веселья. Форма финала - рондо с рефреном в духе весёлого праздничного шествия с приплясом и свободными вариациями на тему народной песни «Во поле берёза стояла».
Чайковский сказал: "Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам. Картина праздничного народного веселья. Едва ты успел забыть себя и увлечься зрелищем чужих радостей... О, как им весело! Как они счастливы, что в них все чувства непосредственны и просты...
Первая часть симфонии №1 ре-мажор «Классическая» (Op. 25) Сергея Сергеевича Прокофьева — сонатное аллегро.
musicseasons.org
belcanto.ru
Особенности первой части:
Начало — стремительные восходящие пассажи струнных и деревянных духовых (флейт и кларнетов).
Подвижная главная партия с мелодическими очертаниями и прозрачной оркестровкой напоминает о XVIII веке.
Побочная партия не контрастна и не конфликтна главной, но неожиданные гармонические ходы напоминают о ХХ веке.
В разработке происходит некоторое утяжеление фактуры и омрачение колорита, но ненадолго.
В репризе обе темы возвращают свой изящно-светлый облик.