Содержание урока. Тематические линии урока
Тема Востока (восточных мотивов) развивалась в творчестве русских композиторов в разных жанрах: опера, романс, симфоническая музыка, танец. Композиторы использовали элементы восточной музыки, создавая образы и атмосферу.
А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь». «Половецкие пляски» — томные, пленительные хоры и пляски девушек, яркие, дикие, воинственные мужские пляски. «Половецкие пляски» — балетный фрагмент 2-го действия оперы, в котором контрастно чередуются плавная пляска девушек, необузданная мужская, стремительная и лёгкая мальчиков. Действие происходит в половецком стане, в степи, бескрайнюю гладь которой нарушают лишь шатры кочевников. Девушки опоясывают пространство широким хороводом, на них вихрем налетают половцы, каждый выбирает себе жертву. Их пытаются заслонить юноши, но бегущая толпа сметает их. В колдовском движении пляски все славят хана. Музыка Половецких плясок отличается убедительным воплощением восточных образов, стихийной силой, поистине ослепительной красочностью, а вместе с тем — грацией и пластичностью. Четыре разнохарактерные сцены сливаются в непрерывном действии. Контрастно чередуются плавная пляска девушек, необузданная мужская, стремительная и легкая мальчиков. Заканчивается сцена общим буйным, темпераментным вихревым танцем.
А.П. Бородин — симфоническая сюита «В степях Средней Азии» сочетает напевные русские мелодии с музыкальной гармонией суфийского лада. которая до сей поры звучит на улицах Самарканда и Бухары. Знаю, поскольку я там бывал десятки раз с глубокого детства и до наших дней. При создании сюиты Бородин был вдохновлен путешествиями по Центральной Азии, стремился передать в своих композициях суть ландшафтов, культуры и музыкальных традиций региона.
Композиция начинается с нежного и загадочного вступления, родственного обширным и загадочным среднеазиатским пейзажам. По мере развития музыки Бородин умело включает в себя множество мелодических тем, напоминающих о ярких и разнообразных культурах региона. Произведение достигает мощного крещендо, символизирующего энергичный дух и динамичную природу Центральной Азии.
Н.А. Римский-Корсаков — симфоническая сюита «Шехеразада» по мотивам сказки «Тысяча и одна ночь», «Песня Индийского гостя» («Не счесть алмазов в каменных пещерах») — ария из оперы Николая Римского-Корсакова «Садко» (4-я картина). Музыкальные образы персидских дев, рабов, исполняющих восточные танцы, загадочной Шехеразады и грозного Шахриара вобрали в себя ритмику и пестроту восточной музыки. Песня Индийского гостя (тенор) очень светлая, узорчатая, в ней говорится «о теплых морях, сокровищах сказочных островов». В целом эта необычная по красоте музыка, нежная, лирическая, томная, украшенная хроматическими узорами, небольшими виртуозными фиоритурами (перекличка голоса и флейты) наводящая ощущения дремотного покоя открывает перед нами картину спокойного южного моря, а также мечтательное настроение этой восточной песни.