Содержание урока. Тематические линии урока
Россия – многонациональная страна, в которой проживает более 190 народов. И каждый народ привнёс свои традиции в общее культурное наследие нашей Родины. Давнее соседство с русскими оказало заметное влияние на культуру других народов. Для того чтобы понять народ, необходимо узнать его историю и культуру.
Культура - это всё то, что создано человеком, традиции народа, поэзия и литература, народное творчество, кухня и многое другое. Культура каждого народа, проживающего в нашей стране, уникальна, интересна и обладает своими национальными особенностями. Даже самый малочисленный народ имеет свой язык, народные традиции, обычаи, песни и танцы, музыкальные инструменты. Среди ценностей русской культуры всегда отмечают необыкновенную преданность и любовь к своей Родине.
Диалог культур — это взаимодействие и взаимовляние национальных культур и направлений, в ходе которого ценности одной культуры становятся достоянием представителей другой культуры. Музыка – это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражают свои мысли и чувства и который понятен всем другим народам без перевода.
Русские композиторы всегда интересовались жизнью народов других стран мира, их искусством – литературой, музыкой, живописью. Путешествуя по другим странам, они записывали народные мелодии, использовали их потом в своих произведениях, а иногда сочиняли свою музыку в духе этих народных мелодий.
М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила».«Персидский хор». В основе хора — восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. Глинка изобразил Восток с присущей им пышностью, орнаментальностью и вариационностью. Первозданная красота Кавказа привлекала почти всех русских художников, поэтов, композиторов. Преимущественно вертикальные пейзажи по контрасту с родными горизонтальными рождали в их сознании причудливые образы. Побывав в двух курортных городах, Михаил Иванович Глинка стал основоположником традиции ориентализма в русской музыке, создав на основе услышанной здесь народной азербайджанской песни прекрасный «Персидский хор» для своей оперы «Руслан и Людмила».
"Восточные танцы" в опере «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки, 4 действие. входят три танца: Турецкий, Арабский и Лезгинка написал эти танцы на основе восточных мотивов, которые появились в его творчестве после поездки на Кавказ..
«Русская пляска» из балета «Гаянэ» А.И. Хачатуряна. Музыка балета «Гаянэ» связана с музыкальной культурой народов Закавказья. Балет «Гаянэ» Арама Хачатуряна - первый армянский балет, покоряет слушателя необыкновенной напоённостью жизнью, светом, радостью. Музыка балета рождена любовью к своей родине, к её замечательным людям, к её богатой, красочной природе, в ней много мелодической красоты, гармонической свежести, метроритмической изобретательности.
Сюжет балета рассказывает о простых людях, рисует их музыкальные портреты, сцены из их жизни. Одной из главных тем балета является дружба армянского и русского народов, ведь заканчивается балет свадьбой армянской красавицы Гаянэ и русского командира пограничного отряда Казакова. Счастливая Гаянэ находит своё счастье в новой семье. Балет заканчивается национальным праздником.