Содержание урока. Тематические линии урока
Жанр — это исторически сложившийся род музыки, сочетает в себе: форму, содержание, цель музыкального произведения.
Вокальные жанры (например, ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).
Инструментальные жанры (марш, вальс, этюд, прелюдия, каприс, соната, фуга, симфония).
Театральные жанры (опера и балет, оперетты, мюзиклы, музыкальные драмы, водевили и музыкальные комедии, мелодрамы и т. д.);
Концертные жанры (симфонии, сонаты, оратории, кантаты, трио, квартеты и квинтеты, сюиты, концерты и т. д.);
Массово-бытовые жанры (песни, танцы, марши);
Культово-обрядные жанры (религиозные, праздничные обряды: рождественские колядки, масленичные песни, свадебные и погребальные плачи, заклинания, колокольные звоны, др.).
Программные произведения - в основе заложен сюжет, “взятый” из реальных событий истории и современности, который помогает слушателям понять музыкальный образ, замысел сочинения, главную идею.
П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песня. П.И. Чайковский – певец красоты. Он умел увидеть прекрасное. Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть осени. Эпиграф к пьесе взят из стихотворения А.К. Толстого, что подчеркивает музыкальный образ холодной, прозрачной осени.
Сергей Рахманинов. Прелюдия соль мажор, op.32 - лирическая композиция напоминает пасторальную зарисовку, рисует чарующие туманные дали. Фактурная графичность (четкий мелодический рисунок) медленно растворяется в фигурациях. Гармония становится более ясная и прозрачная. Основной упор композитор возлагает на холодную мелодию.