4 класс. Урок 13. Тема "Симфоническая музыка"
Содержание урока. Тематические линии урока

Слово «симфония» в переводе с греческого означает созвучие. В античные времена так называли пение хора или ансамбля в унисон, а также любое гармоническое, благозвучное сочетание тонов.
Симфония - жанр оркестровой музыки, многочастное музыкальное произведение для большого симфонического оркестра, в состав которого входят группы инструментов:
  • струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
  • деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);
  • медные духовые (валторны, трубы, тромбоны, тубы);
  • ударные (литавры, барабаны, тарелки).
К звучанию этих четырёх групп инструментов добавляются иногда арфа, фортепиано, орган.
Основное действующее лицо и исполнитель – симфонический оркестр, чаще всего состоит из 4 частей, которые воплощают разные стороны жизни человека.

М. И. Глинка.  Симфоническая увертюра  («Испанская увертюра №1» или первоначально «Блестящее каприччио на тему арагонской хоты»). В основу увертюры легли темы, записанные Глинкой в Испании, в частности, мелодия хоты — национального испанского танца. Энергия, размах и блеск хоты передавали общее впечатление Глинки от Испании и дух этой страны. 
Медленное, торжественное вступление — строгое, полное сдержанной силы и величия», с «маршевым ритмом и блестящими фанфарными звучаниями».
Главная партия — состоит из двух тем: первая — мелодия хоты, вторая — более напевная тема.
Побочная партия — две составляющие её темы родственны двум темам главной, а их обороты вплетаются в сопровождение.
Развитие — темы драматизируются, приобретают звучание напряжённое, суровое и даже грозное.
Реприза — все образные линии объединяются: вновь возникает первоначальная тема хоты, а завершением служит «величественное, торжествующее tutti».

Симфония № 4  П. И. Чайковского, ее создание  связано со временем  Русско-турецкой войны, где  показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока.
Scherzo: Pizzicato ostinato — третья часть Четвёртой симфонии П.И. Чайковского (часть — «игра воображения», видения, когда герой полностью забывает обо всём и позволяет себе пофантазировать о прошлом и будущем).
Чайковского писал об этой музыке: «Третья часть не выражает определённого ощущения. Это капризные арабески, неуловимые образы, которые проносятся в воображении... На душе не весело, но и не грустно. Ни о чём не думаешь; даёшь волю воображению, и оно почему-то пустилось рисовать странные рисунки. Среди них вдруг вспомнилась картинка подкутивших мужичков и уличная песенка. Потом где-то вдали прошла военная процессия. Это те совершенно несвязные образы, которые проносятся в голове, когда засыпаешь. Они не имеют ничего общего с действительностью: они странны, дики и несвязны».

Йозеф Гайдн. «Детская симфония» (также известна как «Симфония игрушек»). Кроме струнного оркестра, в симфонии используются детские игрушечные инструменты — барабан, труба, трещотка, кукушка, треугольник. Часто во время концертного исполнения симфонию исполняют совместно: музыканты — на сцене, а дети и взрослые — из зала. Существует легенда, по которой Гайдн, пытаясь развлечь гостей своего князя Эстерхази, накупил на ярмарке корзину ярких детских музыкальных игрушек. Композитор включил звуки этих игрушек в симфонию, чтобы сделать её шуточной.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
: М.И. Глинка
«Арагонская хота»
П.И. Чайковский
Скерцо (3 ч.) из 4-й симфонии
П.И.Чайковский. Симфония №2 "Малороссийская". IV часть. Финал 
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. Н.Пейко, сл.С.Маршак
"Песня Чиполлино"
Муз. Н.Пейко, сл.С.Маршак
"Песня Чиполлино". Ритм с подтекстовкой
Муз.О.Фельцмана, сл. М.Рябинина
"Айболит" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.