Содержание урока. Тематические линии урока
Слово «симфония» в переводе с греческого означает созвучие. В античные времена так называли пение хора или ансамбля в унисон, а также любое гармоническое, благозвучное сочетание тонов.
Симфония - жанр оркестровой музыки, многочастное музыкальное произведение для большого симфонического оркестра, в состав которого входят группы инструментов:
- струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
- деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);
- медные духовые (валторны, трубы, тромбоны, тубы);
- ударные (литавры, барабаны, тарелки).
К звучанию этих четырёх групп инструментов добавляются иногда арфа, фортепиано, орган.
Основное действующее лицо и исполнитель – симфонический оркестр, чаще всего состоит из 4 частей, которые воплощают разные стороны жизни человека.
«Детская симфония» (или «Симфония игрушек») – шуточное камерное произведение – чаще всего приписывается Йозефу Гайдну, хотя часть исследователей считает её автором Леопольда Моцарта.
Необычность второго названия – «Симфония игрушек» – связана с выбором инструментов, исполняющих её. В инструментальный состав входят барабан, трещотка, детская труба и простейшие духовые. Происхождение этого произведения связано с городом Бертхтесгаден – центром производства игрушек. Вполне возможно, что Симфония создавалась не для детей, а была предназначена для рекламных целей.
Симфония № 4 П. И. Чайковского, ее создание связано со временем Русско-турецкой войны, где показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока.
В финале симфонии противопоставлены внешний мир (картина народного веселья и праздника основана на тем хороводной песни «Во поле берёза стояла») и внутренний мир героя симфонии (страдающий герой).
П.И.Чайковский сказал: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам. Веселись чужим весельем. Жить всё-таки можно».