Содержание урока. Тематические линии урока
Музыкальная сказка - это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет. Музыка «наполняет сказочные образы чувственными мыслями. а духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, способствует пробуждению в слушателях сопереживания, соучастия, сотворчества.
Музыкальная сказка на сцене — это театральное представление, которое сопровождается музыкальными произведениями для создания волшебной атмосферы искусства. Сюжет сказки часто становился основой для фильмов, мультфильмов, мюзиклов и театральных постановок.
В 1960 году знаменитый режиссер-сказочник Александр Роу и режиссер - балетмейстер Ростислав Захаров запечатлели советское видение балета в фильме-спектакле «Хрустальный башмачок», что явилось экранизацией балета Сергея Прокофьева «Золушка».
Основа сюжета - старинный сказочный мотив о трудолюбивой Золушке, злой мачехе и ленивых сестрах.Столь известная сказка постоянно привлекала многих композиторов, на её основе были написаны оперы и балеты в разных странах. Возможно, дело в необычайном тонком сюжете, в котором неизменно добро побеждает зло. Начав работу над спектаклем, Прокофьев был вынужден ее прекратить и взяться за написание своей монументальной оперы «Война и Мир», лишь позже он вновь обратился к балету. Премьера спектакля состоялась в ноябре 1945 года в Большом театре, где в то время танцевала знаменитая Галина Уланова. Удивительный мир сказки, грациозные танцы артистов и потрясающая музыка композитора – это все вас ждет в необычайно красивом балете.
Прокофьев вводит в балет классические балетные формы и жанры: вариации (небольшие сольные танцы), па-де-де (танец двоих), дивертисмент (сюита из нескольких танцев).
В балете есть сценки-портреты, где композитор даёт музыкальную характеристику героям. Прокофьев характеризует Золушку тремя темами: первая — «обиженная Золушка», вторая — «чистая и мечтательная», третья — «влюблённая и счастливая».
Особые средства выразительности Прокофьев нашёл для музыкальных портретов сказочных персонажей — фей, карликов, кузнечиков, стрекоз: трели и тремоло, красочные гармонии, колкие ритмы.