Содержание урока. Тематические линии урока
Оперный театр объединяет музыку, драматическое, актерское и изобразительное искусство в одно многокрасочное целое. Главное в опере — музыка, и поэтому ее автором является композитор. В сценическом действии оперы участвуют певцы-солисты и хор; их пение сопровождается звучанием оркестра.
Оркестром управляет дирижер, игрой актёров-певцов руководит режиссер-постановщик, понимающий специфику музыкального театра. Композитор сочиняет музыку на готовое либретто (текст оперы) или пишег его сам. В оформлении спектакля участвуют художники-декораторы и костюмеры. Нередко в оперу вводятся балетные фрагменты. Перед началом спектакля (еще до поднятия занавеса) оркестр исполняет увертюру или более короткое вступление, они раскрывают слушателю характер оперы. В зависимости от сюжета и его осмысления композитором различают трагическую, комическую, драматическую, лирическую, эпическую оперы и их разновидности.
Издавна считалось, что лучшие сюжеты для балетов — сказки. «Золушка», написана на сюжет Шарля Перро, в которой увлекательный сюжет: волшебные превращения, придворный бал, замарашка, которая подобно гадкому утенку превращается в «прекрасного лебедя», а затем и в настоящую принцессу.
С.Прокофьев. Балет «Золушка» — классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля, с обилием вариаций, дивертисментом и апофеозами, построенными на вальсах, с колоритными изобразительными моментами.
«Отъезд Золушки на бал» — поэтичный, полный очарования вальс. «Золушка отправляется на бал» — заключительная сцена 1-го акта балета — начинается стаккатным движением в камерном составе оркестра, словно имитирующем ритм бега лошадей. Появляются и исчезают отдельные короткие мотивы, разрастается оркестровая звучность, доходящая до фортиссимо в пассажах деревянных духовых, струнных и арф. В конце появляются интонации, предвещающие мелодию вальса.
«Большой вальс» — один из самых ярких прокофьевских вальсов, пышный, радостный, с мелодией огромного диапазона. Вальс соль минор исполняется в самом конце, первого действия (звезды несут Золушку на бал), вальсовая мелодия, гибкая, певучая, стремительно восходящей, словно парит в космическом пространстве. Романтическая музыка вальса светла и взволнованна. Она передает состояние Золушки, предчувствующей осуществление мечты. Прокофьев назвал этот вальс «Навстречу счастью».
«Вальс Золушки» (в балете это Вальс-кода, вместе со следующим номером, «Полночью», завершающий второй акт) — апофеоз сюиты, воплощение счастья героини. Его мелодия гибка, поэтична и доходит в своем развитии до мощного торжествующего фортиссимо в полном звучании оркестра.
Заключение сюиты — «Полночь» — врывается, словно пробуждая от прекрасного сна. Мерно отсчитывает секунды ксилофон, пронзительна скачкообразная мелодия флейты-пикколо, яростны тремоло скрипок и пассажи кларнетов. Вступают бурные глиссандо арфы и фортепиано и через весь номер, как само неумолимое время, проходит сухой мерный стук деревянного бруска. Внезапно ход часов прекращается, оркестровая мощь нарастает, завершается сюита широким мелодическим ходом с последним аккордом tutti.
«Сцена с часами», где равномерное движение, маршевого характера и повторяющиеся краткие поддевки рисуют неумолимый бег времени.
Оперетта - жанр музыкального театра, объединяющий: вокал, хореографические номера и разговорные сцены, часто шутливые зарисовки из обычной современной жизни, обычно заканчивается счастливым финалом.
По сравнению с оперой оперетта представляет собой более «легковесный» жанр. Повествование ведётся не только посредством вокального исполнения со вставками речитатива, но и с помощью танцев, а также диалогов между героями.
Главное отличие оперетты от мюзикла артисты оперетты - певцы и певицы, специально обученные навыкам оперного исполнения.
Оперетта П. Аедоницкого. "Детектив про Репку" Сцена "Кроты и Жаба губят Репку". Музыка к этой сказке мелодична, проста, искренна и хорошо запоминается. И родилась история совершенно неожиданная, будут и козни против Репки, и приключения Внучки, Жучки и Кота. Но если Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кот, Мышка и их друзья возьмутся за руки, то победит дружба. И вырастет Репка большая-пребольшая!
Детская опера - мюзикл Владимира Назарова "Муха Цокотуха" весь пронизан музыкой. Она проходит практически через все действие, создавая глубокий эмоциональный фон.
Жанр оперетты – характерные черты.
История возникновения и особенности жанра.
Отдельные номера из детских оперетт; оперетт И. Штрауса, И. Кальмана.