Содержание урока. Тематические линии урока
Балет - музыкально- хореографический спектакль, в котором соединяются музыка, танец, драматургия и пантомима (мимика и жесты), а содержание воплощается в музыкально-хореографических образах.
XV–XVI векахтанцы были частью праздничных представлений при дворах правителей в Италии во времена Возрождения. Во Франции — в XVI веке балет перекочевал во Францию благодаря королеве Катерине Медичи, которая организовала первые балетные представления при французском дворе. Сформировался балет как вид искусства в XVIII веке благодаря реформам французского балетмейстера Жан-Жоржа Новерра.
Как и в любом музыкальном спектакле, в балете есть сюжет, действующие лица. Его герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов или пения, а посредством танцевальных движений под музыку.
Кроме танцев, важную роль в балете играет пантомима, то есть немая актёрская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия.
Изначально танец был неотъемлемой частью сценического представления, в котором пели и декламировали текст, а актёры выступали в туфлях на каблуках. Примерно два столетия назад танцоры начали носить специальную одежду и особые тапочки – пуанты.
Они позволяют танцевать на кончиках пальцев, делают движения более воздушными и лёгкими.
Создатели балетного спектакля: композитор, либреттист (автор сценария), хореограф (постановщик танцев), а также художник-декоратор и художник по костюмам. Роль хореографа очень важна в балете. Он разрабатывает движения, соответствующие сюжету, выстраивает драматургию и соотносит всё это с музыкой. В исполнении балета участвует балетная группа (балерины и балероны), дирижёр и симфонический оркестр.
Балет начинается увертюрой или оркестровым вступлением. В балете обычно 2-3 действия, в каждом из них 2-3 картины.
Вступление ко 2 или 3 действию может называться антрактом.
Картины состоят из сцен, в которых сольные и ансамблевые номера соединяются пантомимой.
Сольные номера: адажио, вариация, кода.
Ансамблевые номера: па-де-де (танец для двоих), па-де-труа (для троих), па-де-катр (для четырех), гран-де ансамбль.
Общий танец, исполняется кордебалетом.
Апофеоз – торжественный, заключительный танец.
В балете исполняются бытовые танцы (вальс, полька, др), характерные танцы (комические, сказочные) и дивертисмент – развлекательный танец, не связанных с чувствами героев.
«Принц нашел Золушку» — снова широкое, полное искреннего чувства адажио. Оно начинается сразу с кульминации — полного, на фортиссимо звучащего оркестра, в котором широко распевается тема любви.
«Медленный вальс» зарождается в интимном звучании струнной группы, поддержанной лишь арфой, да в самом начале, как приглашение к вниманию, раздаются три тихих удара большого барабана. Постепенно подключается группа деревянных духовых, своими соло «подпевающая» скрипкам. Валторны мягкими аккордами иногда поддерживают сопровождение. Мелодия вальса все время звучит у струнных, но в среднем эпизоде кларнет берет инициативу и вступает в диалог со скрипками. Постепенно движение становится все более взволнованным, вступают новые инструменты — достигается кульминация огромной силы, после чего звучность быстро спадает, и вальс заканчивается в замедленном движении еле слышных обрывков мотивов, пассажей, аккордов арф, ударов большого барабана. В сюите, как и в балете, он непосредственно переходит в заключение.
«Аморозо» — апофеоз балета, очень тихое, но торжествующее звучание лейттемы Золушки — ее мечты и ее любовь. Прекрасные мелодии звучат на фоне тремолирующих струнных, арпеджио фортепиано и арфы. Далее к ним присоединяются струящиеся пассажи деревянных, а затем постепенно инструменты один за другим замолкают. Заканчивается «Аморозо» уходящим ввысь пассажем челесты, стихающим аккордом струнных с одинокой тубой внизу.