Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка окружает нас повсюду. Она дает нам возможность прикоснуться к прекрасному. В театре оперы и балета артисты выступают под музыку, исполняемую симфоническим оркестром.
Название профессии дирижёра происходит от французского diriger — "направлять". Он является своеобразным соединительным звеном между композитором и музыкантами, переводящими нотные записи в музыкальное исполнение.
Дирижер отвечает за динамику, темп и артикуляцию произведения, регулирует громкость и интенсивность звучания, создавая различные настроения и эффекты. Дирижер способен изменить музыкальное произведение, сделать его более эмоциональным или драматичным. Именно дирижёру принадлежит художественная трактовка произведения, он же призван обеспечить как ансамблевую стройность, так и техническое совершенство исполнения.
Выделяют два основных вида дирижирования:
- оркестровое — работа с инструменталистами.
- хоровое — работа с вокальными исполнителями.
Оркестровое дирижирование отличается от хорового. Жесты оркестрового дирижера четче и жестче, чем хорового.
Дирижёрская палочка у дирижера появилась только к 19 веку. До этого, дирижёр стоял лицом не к музыкантам, а к слушателям! Потому что считалось стоять спиной к публике неприлично. Первыми от этого неудобства отказались Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер. Композиторы-дирижёры Карл Мария Вебер и Людвиг Шпор впервые стали использовать для дирижирования небольшую тонкую деревянную палочку.
Язык дирижёрских жестов понятен всем музыкантам мира.