Содержание урока. Тематические линии урока
Инструментальный концерт - музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, своеобразное музыкальное соревнование солиста с оркестром, в котором солисты показывают виртуозность исполнения.
Концерт, написанный для 2-х инструментов, называется двойным, для 3-х - тройным.
Концерты бывают скрипичные, виолончельные и фортепианные, позже появились для духовых инструментов (флейты, гобой, фагот, труба),
В музыке великого итальянского композитора Антонио Вивальди сложилась типичная структура инструментального концерта, состоящего из трех частей (крайние в быстром темпе, а средняя часть в медленном). Это трехчастное строение концертного цикла сохранилось до наших дней.
П.И. Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром» в основу «Концерта» положил народные мелодии.
Первая часть открывается величественной темой, которую именуют Гимном жизни. Вторая часть – светлая поэтическая лирика. Пасторальный окрас музыки крайних частей раздела погружает в атмосферу спокойствия и безмятежности, пролетает в игриво – скерцозном настроении.Третья часть - ликующий финал, переносящий в жизнерадостный мир народного празднества.
Роберт Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром (ля минор) задумывал «как нечто среднее между симфонией, фантазией и концертом». Картины настроения, образы одухотворенной природы, легенды, поэзия быта и сокровенные признания воплощено Шуманом языком музыки.
Фортепиано занимает центральное место, вступая то в задушевную беседу с оркестром, то в захватывающем диалоге с блестящими партиями и сияющими темами, которые вызывают ощущение триумфального праздника. Концерт, сочетающий виртуозность, лиризм и эмоциональную глубину, покоряет выразительностью и техническим блеском и напоминанием о вечной красоте и блеске музыки.
Музыкант-исполнитель – творец, интерпретирует (истолковывает музыку, предлагает свое понимание произведения), ведь нотная запись – это схема, где все указания условны, дают возможность исполнителю проявить свое творчество. Все зависит от исполнителя – его понимания произведения, его вкуса, технических возможностей, даже настроения. Невозможно одинаково исполнить одно и то же произведение.
Международный конкурс имени П. И. Чайковского — конкурс академических музыкантов, проводимый с 1958 года (раз в 4 года в Москве). Конкурс имеет статус молодёжного,(возраст участников ограничен тридцатью двумя годами). Первый конкурс им. Чайковского проводился по двум специальностям: фортепиано и скрипка. Со второго конкурса введена специальность виолончель, потом вокал, медные и деревянные духовые инструменты.