Содержание урока. Тематические линии урока
Опера — это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении оркестра. В опере объединены различные виды искусства: музыка, драматическое действие, изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим) и танцы.
Опера строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены и номера. Оперный спектакль может начинаться с пролога, а заканчиваться эпилогом.
Номера оперного спектакля:
Увертюра. Оркестровое вступление, которое создаёт общее настроение оперы.
Ария. Сольный музыкальный номер, в котором раскрывается образ героя, его музыкальный портрет.
Ансамбль. Вокальный номер, в котором участвуют несколько певцов (дуэт, трио, квартет и т. д.).
Речитатив. Род вокальной музыки, ритмически и интонационно близкий к напевной декламации.
Монолог. Размышление с высказыванием мыслей вслух.
Романс. Лирический вокальный номер.
Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» открывается оркестровой увертюрой. Её характер не только готовит слушателей к будущему драматическому действию, но и намечает основную идею конфликта: столкновение русской песенной и польской танцевальной музыки.
После увертюры открывается занавес и начинается спектакль. В интродукции оперы «Иван Сусанин» участвуют крестьяне, воины-ополченцы, посадские девушки. На фоне общего хора впервые происходит наше знакомство с семейством Ивана Сусанина – его дочерью Антонидой, её женихом – Богданом Собининым, приёмным сыном Ваней. Так композитор показывает нам «русский стан»
II действие этой оперы иногда называют польским актом. Оно переносит нас в замок польского короля Сигизмунда. На балу польские паны и пани веселятся. Они намерены захватить Москву и отправляют в поход своё войско. Композитор показывает нам вторую сторону конфликта. Враги изображены красиво: пленительные мелодии вальса, полонеза, мазурки – сменяют одна другую.
В первом акте показаны русские. Во втором – поляки. Так в большом драматическом произведении композитору Глинке для экспозиции главных сторон конфликта понадобилось два развёрнутых оперных действия.
Третий акт начинается мирно и спокойно. Приёмный сын Ваня что-то мастерит и напевает незатейливую песенку. Антонида и Собинин просят у отца благословения на брак. Тот радуется, что наконец-то дожил до свадьбы дочери своей. Но картина семейного счастья прерывается тревожным стуком в дверь. Это польский отряд ищет проводника. Незваные гости требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу. Тот сначала отказывается, но потом опасный план возникает в его голове. Герой делает вид, что согласен, а сам решает завести врагов в непроходимую лесную глушь.
Кульминацией оперы «Иван Сусанин» становится вторая сцена четвёртого акта. Замерзающие поляки устроились на ночлег, и только их проводнику не спится. Он выполнил задуманное и завёл врагов в непроходимую чащу. Скоро взойдет заря, и поляки поймут страшную правду. Неминучая смерть грозит Ивану Сусанину. Но он к ней внутренне готов. Его речитатив и ария – самые вдохновенные страницы оперы М. И. Глинки. Мужество, спокойствие, нежность к своей семье, молитва, обращенная к Богу, и твердая решимость умереть за Родину звучат в его словах.
Эпилог оперы переносит нас в столицу. В Москве на Красной площади празднует победу русский народ. Торжественный хор «Славься!» звучит как гимн во славу всех защитников родной страны.
Песня Вани «Как мать убили» по словам Глинки выражает «тихую и беззаботную жизнь и благодарность благодетелю». Мелодия близка русским народным песням.
«Ты взойдёшь, моя заря» — ария Ивана Сусанина из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин». Ария звучит в четвёртом действии оперы, в сцене в лесу, где поляки, уставшие от трудного пути, остановились на ночлег, но Сусанину не спится, с тяжёлыми думами он встречает рассвет. Лирический, тоскливый, трагический характер арии показывает простого человека, который жертвует собой во благо родины, ищет поддержки у Бога. Последние мысли Сусанина — о родине: «Прощай, моя страна, живи века!» — восклицает он. Речитатив и ария Сусанина Раскрывают глубокий внутренний мир героя, высокие качества его души. Речитатив «Чуют правду» - звучит мужественно и строго (образец выразительной песенной декламации Глинки). Ария «Ты взойдешь, моя заря» - проникнута скорбным настроением. Сусанин предчувствует скорую гибель, вспоминает своих детей, мысленно прощается с ними и готовится к смерти. Музыка арии строга и сдержана, пронизана интонациями народных лирических песен. Развязка «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал». Слова эти были вписаны в либретто самим Глинкой. А в оркестре в это время повторяется характерный мелодический оборот из русской молодецкой песни «Вниз по матушке по Волге». Так Глинка подчеркивает единство героя и народа.
«Славься!» — хор из эпилога оперы «Иван Сусанин» - торжественное хоровое произведение называют ликующим гимном, который восхваляет величие и силу России, а также смелость и стойкость её защитников. Мелодия хора проста, движется поступательно и плавно, напоминая звучание колоколов.