2 класс. Урок 28. Тема "Опера. Главные герои и номера оперного спектакля"
Содержание урока. Тематические линии урока

«Сказка о царе Салтане» — опера Николая Андреевича Римского-Корсакова в 4 действиях с прологом (7 сценах). Либретто написано по одноимённой сказке А. С. Пушкина. Действие происходит частью в городе Тмутаракани, частью на острове Буяне. 
  В опере использованы традиции народного театра, скоморошьей игры, приемы сказа. Основная ее мысль — искусство и красота побеждают трудности жизни, преображают мир — воплощена в высокопоэтической форме. Поэтическая стихия связана с образами Милитрисы, Гвидона, Царевны Лебеди, с запечатленными в несравненных по красоте симфонических интерлюдиях картинами природы — морской и небесной стихий — и чудесами Леденца.

«Три чуда» — оркестровое вступление к последней картине оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Композитор создал сюиту из трёх частей, где каждому из чудес посвящена отдельная часть. В симфоническом вступлении сменяют друг друга, разделяемые праздничными фанфарами, колокольная тема города Леденца, оркестрованная мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде», мужественный марш, характеризующий морских витязей, и напевы царевны Лебеди.

В опере изображены три чуда из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:
  • Белочка, живущая в хрустальном домике и поющая весёлые песенки. Тема белки — танцевальная, лёгкая в высоком регистре, с напевом «Во саду ли, в огороде». Её главную партию исполняет флейта.
Тридцать три богатыря, возглавляемые батькой Черномором. Тема богатырей — маршевый характер, быстрый темп, громкая динамика звука. музыка рисует волшебную белочку. В музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря. Композитор изображает бурлящие морские волны быстрыми пассажами струнных и деревянных духовых в низком регистре, а завывание и свист ветра – хроматическими гаммами флейт и гобоев в высоком регистре. На этом фоне, подобно маршу, звучит героическая тема богатырей, выходящих из морской пучины (валторны и тромбоны в среднем регистре).
  • Царевна-Лебедь, которая превращается в прекрасную царевну. Тема царевны-Лебедя — протяжная, свободно льющаяся мелодия сменяется причудливой, сказочной, в конце звучит широкая мелодия, похожая на русскую народную песню. Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны. Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня.  Первую тему Лебеди, тихую и певучую, пропевает гобой. Аккомпанемент рисует море, но теперь безмятежно – спокойное.

    Вторая тема Лебеди – стремительная и прихотливая, с причудливым ритмическим рисунком, как бы взлетает вверх. Ее легкие узоры сотканы из хрупких пассажей. Музыка «расцветает» в красочных сочетаниях тембров.

    Но постепенно рождается новая песенная мелодия (третья тема Лебеди). Она постепенно удаляется от второй темы и развивается самостоятельно. Она сначала звучит у струнных, а затем, мощно, - у духовых. Так композитор музыкальными средствами рисует превращение сказочной птицы в прекрасную царевну. Лирическая песня превращается в гимн красоте и добру. Это кульминация всей симфонической картины.

«Полёт шмеля» — оркестровая интермедия, написанная Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане». Интермедия завершает третий акт оперы, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу (который не знает, что Гвидон жив). Композитор изобразил жужжание мохнатого насекомого, использовав стремительное движение шестнадцатых длительностей по полутонам.
В первой части интермедии есть вокальная партия Лебедь-птицы, но вокальная часть нередко при исполнении опускается. В мелодической линии композиции, основанной на хроматизме, автор завуалировал два ранее звучащих лейтмотива князя Гвидона. В процессе развития  мелодия, основанная на хроматическом движении, постоянно переходит от флейт к скрипкам и кларнетам.

I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Н.А.Римский-Корсаков
"Сказка о царе Салтане"
Н. А. Римский-Корсаков.
"Сказка о царе Салтане". "Три чуда"
Н. А. Римский-Корсаков.
"Сказка о царе Салтане". "Полёт шмеля"
Музыкальный   материал   для   исполнения
М. Глинка "Иван Сусанин".
Хор "Славься" (караоке)
Русская народная песня
"«Посею лебеду на берегу» "
Русская народная песня
"«Посею лебеду на берегу» "
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.