2 класс. Урок 29. Тема "Сюжет музыкального спектакля"
Содержание урока. Тематические линии урока

Сюжет в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах, играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. В общем виде сюжет — это последовательность, схема происходящих в нём действий и отношений персонажей.
   Сюжет музыкального спектакля — это история, которая рассказывается с помощью музыки, вокала, актёрской игры, танца и других сценических выразительных средств. Обычно сюжет включает в себя развитие персонажей, конфликт, кульминацию и развязку, которые отражают определённую тему или идею. Сюжет может быть основан на существующем литературном произведении, пьесе, фильме, реальном событии или полностью оригинален. Краткое литературное изложение сюжета музыкального спектакля называется либретто. Для оперных сюжетов характерны особые моменты в судьбе человека, ситуации выбора и яркие чувства героев. Особое значение для опер имеют любовные чувства.
   Некоторые элементы сюжета:
  • Экспозиция — информация о жизни героев произведения до начала движения описываемых событий.
  • Завязка — событие, с которого возникают или обостряются противоречия, приводящие к конфликту.
  • Развитие действия — выявление противоречий и связей между героями, раскрытие их характеров.
  • Кульминация — момент наибольшего напряжения, здесь особенно ярко проявляются характеры героев и их цели.
  • Развязка — момент разрешения конфликта и завершения событий, связанных с ним.
  • Пролог — вступление к основному развитию сюжета, как правило, в нём раскрываются первопричины изображённых в произведении событий.
  • Эпилог — описание того, что произошло после завершения событий.
В произведении не обязательно должны присутствовать все элементы.

Сюжет оперы «Иван Сусанин» (другое название — «Жизнь за царя») Михаила Глинки основан на историческом событии — подвиге крестьянина Ивана Сусанина, который пожертвовал своей жизнью ради спасения родины от польских интервентов в 1613 году. Идея сюжета принадлежит Василию Андреевичу Жуковскому, сценарий разработал сам композитор, либретто написал барон Егор Фёдорович Розен, идея - героизм и самопожертвование во имя Родины и верность своему народу. Также Глинка подчёркивает неразрывную связь личных судеб героев с судьбой всего народа.
Опера состоит из четырёх действий:
  • Первое действие — показана мирная жизнь русских крестьян.
  • Второе действие — бал в польском лагере.
  • Третье действие — подвиг Ивана Сусанина.
  • Четвёртое действие — ликование русского народа после освобождения.
В финале оставшиеся герои оказываются в Москве, где празднуют победу русской армии. Звонят колокола, народ чествует Ивана Сусанина как героя, отдавшего жизнь за освобождение Родины от поляков.

Четвёртое действие оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (также известна как «Жизнь за царя»).
Начинается оркестровым вступлением — симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний пейзаж.
Делится на две сцены:
Вторая картина — большая героическая ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал».
Третья картина — драматическая кульминация всей оперы и развязка действия.Сцена у посада:

Сюжет:
Поздней ночью Ваня прибегает к ополченцам и сообщает Минину о нападении поляков.
Поляки требуют, чтобы Сусанин провёл их к посаду, где расположилось ополчение Минина, и показал им дорогу к Москве.
Вначале Сусанин отказывается: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь», — гордо говорит он.
Но затем у Сусанина созревает план — завести врагов в лесную непроходимую глушь и погубить.
Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков к стану Минина.
Тихо говорит он Ване, чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов.
Встревоженные воины немедленно отправляются в поход.
В это время Сусанин всё глубже уводит врагов в непроходимые лесные дебри.
Старик понимает, что его час близок, и мысленно прощается со своими детьми.
Усталые поляки начинают подозревать неладное. Они допрашивают Сусанина, куда он их завёл, на что отважный крестьянин отвечает, что привёл их туда, где им предстоит «умереть голодной смертью».
В гневе поляки убивают Сусанина.

I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
М.И. Глинка. Опера "Жизнь за царя"
("Иван Сусанин")
Глинка М.И., "Иван Сусанин".
Интродукция
М И Глинка опера Иван Сусанин
2 действие. Польский акт
Глинка М.И., "Иван Сусанин".
3 действие. Сцена Сусанина с поляками
Глинка. Ария Сусанина
из оперы"Иван Сусанин"
М. Глинка. Опера "Иван Сусанин".
Хор "Славься" (эпилог)
Музыкальный   материал   для   исполнения
М. Глинка
"Хор Славься" 
Русская народная песня
«Посею лебеду на берегу» 
Муз.Г. Гладков, сл. Ю. Энтин
«Ничего на свете лучше нету» 
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.