Содержание урока. Тематические линии урокаИскусство и его творения направлены на художественное постижение, освоение и воссоздание окружающей действительности в художественно-образных формах, преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Так реализуется и накапливается исторический культурный опыт человечества, формируются эстетические потребности в универсальной гармонизации отношений человека с миром и с самим собой.
Произведениями искусства вырабатываются эстетические и духовные ценности, как представления о должном, о совершенстве, о прекрасном и возвышенном, трагическом и комическом, т.е. - мировоззренческих, нравственных, эстетических, художественных ценностях. Искусство вторгается в жизненную проблематику и ставит перед обществом кардинальные вопросы и проблемы бытия.
Ценностный смысл музыки заключается в ее способности не просто выражать те или иные эмоциональные состояния и оттенки чувства такие как радость или печаль, упоение счастьем или безысходное отчаяние, но ставить и разрешать кардинальные проблемы бытия - цель и смысл жизни, смерть и бессмертие, человечность и зло, страдание и борьба.
Исследуя эмоциональное содержание, например, пятой симфонии Бетховена, русский музыкальный критик Серов следующим образом охарактеризовал логику становления и развития ее образов: «Чрез мрак к свету, тяжелая борьба с судьбой и победа в результате».
Таким образом, вбирая в себя и укрупняя человеческие представления о красоте, формируя эстетические идеалы, искусство вбирает в себя накопленную в веках мудрость, которая через мировоззрение творца органически входит в искусство.
Произведения искусства не только несут в мир образное отражения действительности, но имеют способность предвидения, даже предвосхищают события, рисуют будущую реальность вечно развивающейся жизни, увлекают своими образами, доставляют эстетическое наслаждение, заставляют восхищаться красотой и тем самым постепенно, незаметно влияют на человека, меняя жизненные установки, формируя особый мир чувств и убеждении.
Как сказал Маяковский: "Искусство не копирует действительность, оно - «не отображающее зеркало, а увеличительное стекло". Данко у Горького разрывает себе грудь и высоко поднимает сердце, чтобы освещать путь людям. Советский воин-освободитель держит в руке меч, хотя этот род оружия не был на вооружении Советской Армии. Во всех этих и им подобных случаях внешнее правдоподобие сознательно нарушается во имя усиления нравственного и эстетического воздействия искусства. Воспевая красоту нравственного подвига, утверждая моральные нормы, искусство использует особые, только ему присущие средства и приемы. Оно приводит в движение неизрасходованные в повседневной жизни эмоциональные ресурсы человека, возбуждает, потрясает его, вслед за чем наступает душевное просветление, очищение - то, что греки называли катарсисом.
Искусство способно вдохновлять на подвиги, внушать стремление сопротивляться негативным обстоятельствам жизни, выпрямлять человека. Мы учимся у искусства вечным ценностям, благодаря чему искусство воспитывает нашу нравственность. Оно ориентируется и ориентирует на них, постигает и освещает реальность в соотнесении с ними.
Органная токката и фуга Баха. Цикл из токкаты и фуги поражает единством и целостностью мысли. Эмоционально насыщенная музыка потрясает неисчерпаемой глубиной с первых тактов и держит слушателя в напряжении до последнего финального аккорда. Фугу и токату Йогана Себастьяна Баха можно представить как музыкальную икону сотворения мира, как начало пространства времени, энергии, и материи, как музыкальную картину библии, иногда как всю историю человечества...
На сегодняшний день существует огромное количество эстрадных и классических версий знаменитого произведения для органа. В современной поп-культуре Toccata использовалась в различных популярных средствах массовой информации, от фильмов, видеоигр до рок-музыки и рингтонов.
- В начальных титрах фильма 1931 года «Доктор Джекил и мистер Хайд».
- В 1960 году Федерико Феллини представил этот трек в своем фильме «Сладкая жизнь», где его сыграл персонаж на церковном органе.
- В экранизации «Призрака оперы» 1962 года от Hammer Productions было использовано это произведение, и с тех пор фильм помогает ассоциировать музыку с фильмами ужасов, Хэллоуином и тому подобным в популярной культуре.
- Джазовая / R&B группа Brass Fever представила аранжировку композиции для своего одноименного альбома 1975 года под названием Bach Bone.
- Джон Лорд из Deep Purple записал композицию под названием Bach on this, основанную на BWV 565. Она появилась в его альбоме 1982 года Before I Forget.
- Английская прогрессив-рок-группа Egg сделала кавер на песню для своего дебютного альбома 1970 года.
- Голландская прогрессивная / симфоническая рок-группа Ekseption сделала кавер на песню для своего альбома 1973 года Trinity.
- Английская классическая / рок-фьюжн-группа Sky (с участием классического гитариста Джона Уильямса и классического перкуссиониста Тристана Фрая) вошла в десятку лучших поп-хитов со своей аранжировкой 1980 года в разделе Toccata BWV 565. Эта версия попала в Billboard Hot 100, попав в чарты под номером 83.
- Ванесса-Мэй записала кавер на это произведение. Он достиг 24 строчки в чартах Billboard.
- Трек используется для вступительных титров и финального стоп-кадра фильма «Роллербол» 1975 года.
- В 1978 году Уолтер Мерфи выпустил альбом «Призрак оперы», в котором была представлена переработка Токкаты и фуги под названием « Токката и фанк ре минор». Остальная часть альбома сильно сэмплирует партитуру.
- В фильме Диснея 1940 года «Фантазия» он используется как первая часть фильма. Аниматорам Диснея была дана абстрактная тема для создания образа под музыку.
- В другом диснеевском фильме «20 000 лье под водой» капитан Немо (которого играет Джеймс Мейсон) исполняет пьесу на органе.
- Вариация Токкаты есть в «Пиратах Карибского моря» .
Л.Бетховен. Симфония № 3 "Героическая". О Героической симфонии Р. Роллан напишет: «речь идет о музыкальном Аустерлице, о завоевании империи. Империя Бетховена длилась дольше, чем империя Наполеона. Потому и достижение ее требовало больше времени, ибо он в себе сочетал и императора и армию…».
Вечные образы - силу человеческого духа, творческую мощь, неизбежность смерти и всепобеждающее опьянение жизнью – Бетховен соединил воедино в Героической симфонии и из этого сотворил поэму обо всем великом, что может быть присуще человеку...