Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка родного края у каждого своя, это и песня детства, голос матери, щебетанье птиц, шум дождя, школьные годы, друзья. Все это образует свой звуковой мир, такой же милый и единственный, как уголок родного края.
С. Прокофьев "Ски́фская сюи́та" - симфоническая сюита композитора для большого оркестра, созданная на основе музыки к балету «Ала и Лоллий». Создана по заказу антерпренера С. П. Дягилевв, который организовывал во Франции колнцерты «Русские сезоны». Либретто составлял акмеист С. М. Городецкий на основе древне-славянской мифологии с задействованием скифского богатыря Лоллия. Но впоследствии Лягилев отказался от постановки и С.Прокофьев переработал балет в сюиту. Премьера «Скифской сюиты» 16 (29) января 1916 года вызвала шумный скандал и протесты
Сюита - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла. Для сюиты характерны картинная изобразительность, тесная связь с песней и танцем.
Скифы - древний кочевой народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э. Скифы не имели письменности. Часть скифов обитала в степной зоне Северного Причерноморья именуемой в древнегреческих источниках Скифией. «Скифами» называют готов, авар, восточных славян, хазар, печенегов, аланов и другие народы. Русские летописи подчёркивали, что народы Руси греками назывались «Великая Скифь».
Первая часть названа «Поклонение Велесу и Але». Здесь во всей красе предстает «варварская эпоха», которая может шокировать современного человека, но она по-своему прекрасна - прежде всего, своей эпической мощью. Такой образ создается оркестровым tutti, жестким ритмом, диссонирующими созвучиями, угловатыми мелодическими оборотами, глиссандированием, пронзительным тембром кларнета-пикколо и флейты- пикколо. Этой первозданной дикости контрастирует средний эпизод: светлая богиня Ала предстает в нежном флейтовом соло, сопровождаемом арфой, фортепиано, челестой, засурдиненными альтами и виолончельным пиццикато.
Враждебные образы предстают во второй части - «Чужбог и пляска нечисти». Необузданность этой вакханалии создается переменным метром, в котором мелькают энергичные квартовые мотивы с пунктирным ритмом.
Двум предыдущим частям контрастирует третья - «Ночь». Трели засурдиненных скрипок, тонкое звучание арфы и челесты придают особую трепетность картине ночи.
Содержание четвертой части - «Поход Лоллия и шествие солнца» - прекрасно сформулировал Борис Асафьев: «буйная воля, жажда жизни». Это мощная жизненная энергия не сразу разворачивается во всю мощь оркестрового tutti, начинаясь с тихого звучания в низком регистре. Сюита завершается грандиозным звучанием, живописующим победу Солнца-Велеса.
Обращаясь к творчеству музыкантов, поэтов, художников, для которых тема Родины в их творчестве является философией их жизни, основой мх творчества, понимаешьна сколько для них важно то единение с землей, на которой они жили, выросли и творили.
Композитор Сергей Рахманинов оказал значительное влияние на русскую музыку, обогатил традиции русской музыки достижениями искусства XX века. Композитор был продолжателем традиций опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции.
Некоторые произведения Рахманинова, связанные с его родиной:
- Концерт №2 для фортепиано с оркестром. Это одно из наиболее известных сочинений композитора, которое называют «Гениальной поэмой о Родине». В произведении колоритно и живописно отозвалась святая Русь: с колокольными звонами, с былинными богатырскими напевами и широкими раздольными песнями, с яркой и нежной красотой природы родного края.
- Романс «Весенние воды». В пейзажной музыке композитора в нём воплощён лирически обобщённый образ Родины — «Красавицы России».
- Вокальный цикл, в том числе романс «Сирень». В этих произведениях Рахманинова слышна исконно русская напевность.
- Во многих произведениях композитора звучат колокола — это колокола новгородской звонницы Софийского собора.
Тяжело пережил разрыв с Родиной композитор С. Рахманинов «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний». Рахманинов вдруг чувствует себя никому не нужным, жалким, немощным. Живя далеко от Родины, он говорил, что у него нет дома, что все эти годы эмиграции он оставался русским по своему духовному состоянию. Рахманинов очень долгое время не хотел принимать американское подданство, несмотря на то, что в России при новом строе его музыка была официально запрещена. Ему говорили: «Вы писали для русского народа, но большевики никогда не поймут этих тонких переживаний мятущейся». Он говорил: «Чтобы сочинять, нужно как раз то, с чем я расстался». Его судьба была переломана трагедией физической разлуки с Родиной, которой он всегда остался верен духовно.