Содержание урока. Тематические линии урока
Оркестр как неотъемлемая часть театрального представления известен с глубокой древности. Он использовался в древнегреческих спектаклях, а его расцвет пришелся на эпоху Возрождения в 15-16 веках.
Оркестр — коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах, предназначенный для совместного исполнения музыки. Также так называют совокупность музыкальных инструментов, участвующих в исполнении музыкального произведения. Оркестровая музыка исполняется большим составом оркестра, с огромным количеством различных инструментов.
Виды оркестров:
Камерный. Состоит примерно из 15–25 музыкантов, основу составляют струнные инструменты, но есть и духовые.
Симфонический. Бывает большой и малый. Малым составом, включающим около 40 музыкантов, исполняют музыку эпохи классицизма и раннего романтизма. Большой симфонический оркестр включает около ста человек или даже больше.
Духовой. В нём участвуют духовые инструменты, медные и деревянные, а также ударные.
Оркестры народных инструментов. У каждого народа свой состав таких оркестров. В оркестр русских народных инструментов входят балалайки, гусли, домры, жалейки, свистульки, баяны, трещотки и так далее.
Эстрадные и эстрадно-джазовые. В них, помимо традиционных инструментов симфонического оркестра, включены ещё саксофоны, усилена группа ударных и используются электромузыкальные инструменты — клавишные, бас-гитара и прочие.
Дирижёр — музыкант, который управляет оркестром, следит за всеми партиями и контролирует соблюдение авторского текста во время репетиций.
Партитура — полная нотная запись музыкального сочинения для нескольких голосов — инструментов и людей.
Концерт — музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella.
Йозеф Гайдн. Симфония №94 (соль-мажор) известна как «Сюрприз». Сам композитор такого наименования ей не давал, но оно отражает суть дела: создавая симфонию, Гайдн хотел преподнести сюрприз публике. Цель создания — удивить публику, так как некоторые представители английской публики склонны засыпать во время медленных частей симфоний.
Анданте — вторая часть симфонии №94 Йозефа Гайдна («Сюрприз»). Тема состоит из двух восьмибарных частей, каждая из которых повторяется. Характер музыки- медленный, с вариациями на тему моравской детской песни. Мелодия очень простая, с обилием повторов, легко запоминается. Изложение темы сопровождается юмористическим эффектом: после пиано и пианиссимо струнных внезапно раздаётся громовой аккорд всего оркестра фортиссимо, в котором выделяется удар литавры.
Отсюда появились различные названия симфонии, данные ей не автором — «С ударом литавры», «Сюрприз».
Людвиг ван Бетховен. 5 симфония. Главная тема финала Пятой симфонии — триумфальный марш. Обобщает фанфарные интонации революционных гимнов. Звучит с участием медных духовых инструментов, труб и валторн, а литавры отстукивают ритм судьбы. В финале на протяжении 30 тактов фанфарами звучат аккорды до-мажорного трезвучия. Бетховен усиливает грандиозность финала инструментами, которые в первых трёх частях не звучали: пронзительной флейтой-пикколо, тремя тромбонами и рычащим внизу контрафаготом (в то время они были инструментами военного оркестра).
Согласно легенде, наполеоновские гренадеры, посетившие исполнение симфонии в Вене, при первых звуках этой темы вскочили с мест, отдавая честь.