Содержание урока. Тематические линии урока
Музыкальные инструменты играют важную роль в культуре и искусстве на протяжении тысячелетий. Они позволяют выражать эмоции, передавать истории и объединять людей. В этой статье мы рассмотрим классификацию музыкальных инструментов и их историю, чтобы лучше понять, как они развивались и влияли на человечество. Музыка всегда была неотъемлемой частью человеческой жизни, и музыкальные инструменты являются ключевым элементом в создании и исполнении музыки.
Струнные инструменты производят звук за счет вибрации струн. К ним относятся скрипка, гитара, арфа и многие другие.
Ударные инструменты производят звук при ударе или встряхивании. К ним относятся: барабаны, ксилофон, треугольник и другие.
Клавишные инструменты имеют клавиатуру, на которой музыкант играет, чтобы извлечь звук: пианино, орган и синтезатор.
Духовые инструменты создают звук при помощи воздуха, проходящего через них. Они делятся на деревянные и медные духовые.
Медные духовые инструменты, такие как труба и тромбон, производят звук за счет вибрации губ музыканта.
Деревянные духовые инструменты, такие как флейта и кларнет, производят звук за счет вибрации воздуха внутри трубки.
Флейта - один из древнейших музыкальных инструментов. Первые археологические находки датируются 35–40 тысячами лет до н. э.
Звук возникает в результате рассечения вдуваемой струи воздуха о край ствола или край выреза свисткового отверстия. Игра на флейте требует хорошей координации, одновременной работы дыхания, языка, пальцев и амбушюра.
И. С. Бах. «Шутка» из «Оркестровой сюиты №2». по характеру жизнерадостное произведение, являющееся последней частью «Оркестровой сюиты» №2 великого Иоганна Себастьяна Баха, в XX веке стало одним из самых популярных произведений из репертуара музыкантов-флейтистов. Быстрый темп пьесы и сложность демонстрируют истинное мастерство виртуозного исполнителя.
В.А.Моцарт. Опера «Волшебная флейта» рассказывает о борьбе добра (птицелов Папагено, принц Тамино) со злом (Царица Ночи, волшебник Зарастро). В опере волшебную флейту вручают главному герою Тамино три феи. Звуки этой флейты способны укротить и усмирить самые злые силы. Звук флейты успокаивает львов, которые пугают Папагено. Флейта становится средством господства над агрессивно-животным миром.
Звуками флейты Тамино призывает Памину и, сам того не зная, заставляет её принять вызов своей судьбы.
В третьем акте волшебная флейта становится самым важным из всех участников, её звуки позволяют героям пройти сквозь стихии из огня и воды. Таким образом, волшебная флейта — важный персонаж оперы, который символизирует силу музыки, чувств и сердца, любовь и высшую мудрость.
Сергей Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк». Главная задача сказки — познакомить ребёнка с тем, как звучат инструменты оркестра: струнные, флейта, гобой, валторна и так далее. У каждого персонажа есть своя музыкальная тема и инструмент с определённым регистром. Музыкальная тема птички в сказке «Петя и волк» исполняется на флейте — деревянно-духовом инструменте. Тема звучит быстро, легко, игриво, в высоком регистре. Характер птички — весёлый, радостный, счастливый, беззаботный. Можно представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Кристоф Виллибальд Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». «Мелодия» — номер из оперы, предназначенный для флейты. Мелодия звучит во втором действии оперы, когда устрашающие фурии исчезают, уступая волшебной силе искусства Орфея, и открывается пейзаж Элизиума — обители безгрешных блаженных душ. В мелодии господствуют образы неземного покоя и умиротворения. Дикие пляски фурий уступают место плавному хороводному движению райских теней.
Клод Дебюсси. «Сиринкс» - мелодия пьесы таинственная, изысканная и меланхоличная. Заглавие пьесы отсылает к древнегреческому мифу о Пане — козлоногом боге лесов, пастушества и дикой природы, полюбившем нимфу Сиринкс. Дебюсси создал музыкальный номер для солирующей флейты, чтобы передать архаическую первозданность дикой природы, которая ассоциируется с образом Пана. Первоначально пьеса называлась «Флейта Пана».
Мелодия развивается свободно, композитор даже отказался от деления на такты. Каждая новая тема вступает настолько незаметно и в такой степени подготовлена предшествующим, что слушатель не сразу отдаёт себе отчёт в её появлении. Музыка вызывает состояние страдающей души, которая всё ещё стремится бороться с чувствами поражения, грусти и покорности.