1 класс. Урок 9. Тема "Музыкальные инструменты. Флейта"
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыкальные инструменты играют важную роль в культуре и искусстве на протяжении тысячелетий. Они позволяют выражать эмоции, передавать истории и объединять людей. В этой статье мы рассмотрим классификацию музыкальных инструментов и их историю, чтобы лучше понять, как они развивались и влияли на человечество. Музыка всегда была неотъемлемой частью человеческой жизни, и музыкальные инструменты являются ключевым элементом в создании и исполнении музыки.

Струнные инструменты производят звук за счет вибрации струн. К ним относятся скрипка, гитара, арфа и многие другие. 
Ударные инструменты производят звук при ударе или встряхивании. К ним относятся: барабаны,  ксилофон, треугольник и другие.
Клавишные инструменты имеют клавиатуру, на которой музыкант играет, чтобы извлечь звук: пианино, орган и синтезатор. 

Духовые инструменты создают звук при помощи воздуха, проходящего через них. Они делятся на деревянные и медные духовые. 
Медные духовые инструменты, такие как труба и тромбон, производят звук за счет вибрации губ музыканта.
Деревянные духовые инструменты, такие как флейта и кларнет, производят звук за счет вибрации воздуха внутри трубки. 

Флейта - один из древнейших музыкальных инструментов. Первые археологические находки датируются 35–40 тысячами лет до н. э.
Звук возникает в результате рассечения вдуваемой струи воздуха о край ствола или край выреза свисткового отверстия. Игра на флейте требует хорошей координации, одновременной работы дыхания, языка, пальцев и амбушюра. 

И. С. Бах. «Шутка» из «Оркестровой сюиты №2». по  характеру жизнерадостное произведение, являющееся последней частью «Оркестровой сюиты» №2 великого Иоганна Себастьяна Баха, в XX веке стало одним из самых популярных произведений из репертуара музыкантов-флейтистов. Быстрый темп пьесы и сложность демонстрируют истинное мастерство виртуозного исполнителя. 

В.А.Моцарт. Опера «Волшебная флейта» рассказывает о борьбе добра (птицелов Папагено, принц Тамино) со злом (Царица Ночи, волшебник Зарастро). В опере волшебную флейту вручают главному герою Тамино три феи. Звуки этой флейты способны укротить и усмирить самые злые силы. Звук флейты успокаивает львов, которые пугают Папагено. Флейта становится средством господства над агрессивно-животным миром.
Звуками флейты Тамино призывает Памину и, сам того не зная, заставляет её принять вызов своей судьбы.
В третьем акте волшебная флейта становится самым важным из всех участников, её звуки позволяют героям пройти сквозь стихии из огня и воды. Таким образом, волшебная флейта — важный персонаж оперы, который символизирует силу музыки, чувств и сердца, любовь и высшую мудрость.


Сергей Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк».  Главная задача сказки — познакомить ребёнка с тем, как звучат инструменты оркестра: струнные, флейта, гобой, валторна и так далее. У каждого персонажа есть своя музыкальная тема и инструмент с определённым регистром. Музыкальная тема птички в сказке «Петя и волк» исполняется на флейте — деревянно-духовом инструменте. Тема звучит быстро, легко, игриво, в высоком регистре. Характер птички — весёлый, радостный, счастливый, беззаботный. Можно представить, как она летает, порхает, машет крылышками.


Кристоф Виллибальд Глюк. Опера  «Орфей и Эвридика». «Мелодия» — номер из оперы, предназначенный для флейты. Мелодия звучит во втором действии оперы, когда устрашающие фурии исчезают, уступая волшебной силе искусства Орфея, и открывается пейзаж Элизиума — обители безгрешных блаженных душ. В мелодии господствуют образы неземного покоя и умиротворения. Дикие пляски фурий уступают место плавному хороводному движению райских теней.

Клод Дебюсси. «Сиринкс»  - мелодия пьесы таинственная, изысканная и меланхоличная. Заглавие пьесы отсылает к древнегреческому мифу о Пане — козлоногом боге лесов, пастушества и дикой природы, полюбившем нимфу Сиринкс. Дебюсси создал музыкальный номер для солирующей флейты, чтобы передать архаическую первозданность дикой природы, которая ассоциируется с образом Пана. Первоначально пьеса называлась «Флейта Пана».
Мелодия развивается свободно, композитор даже отказался от деления на такты. Каждая новая тема вступает настолько незаметно и в такой степени подготовлена предшествующим, что слушатель не сразу отдаёт себе отчёт в её появлении. Музыка вызывает состояние страдающей души, которая всё ещё стремится бороться с чувствами поражения, грусти и покорности.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов;
- слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов - инструменталистов;
- чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления
Виды  и формы деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
В.А. Моцарт «Аллегретто»
из оперы "Волшебная флейта"
И.С.Бах
«Шутка»
С.С. Прокофьев «Петя и Волк»
тема Птички из сказки «Петя и Волк»
Флейта
Пана
К.В. Глюк "Мелодия"
из оперы «Орфей и Эвридика»
К. Дебюсси
«Сиринкс»
Музыкальный   материал   для   исполнения
Русская народная песня
"Жил был у бабушки серенький козлик" (караоке)
Муз. С.Апасовой, сл. И.Бурлак
"Наш школьный оркестр"
Музыка и слова  З. Роот
«Ах, какая осень»  (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.