1 класс. 2 четверть. Тема "Мир музыкальных звуков, окружающий нас " (7 часов)
10 урок. Тема "Композиторы – детям"
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыкальный детский мир также обширен и разнообразен. Это и песни, и симфонии, оперы и балеты, и много-много пьес. Сочиняя музыку для детей и юношества, композиторы заботятся о том, чтобы ее сюжет был интересен и доступен для понимания детям. А если сочинения пишутся для исполнения самими ребятами, композитору надо учитывать еще возможности детского голоса, знать, что могут сыграть неопытные руки юных музыкантов. В разных странах за долгие годы создано много выдающихся произведений детской музыки.

  • Великий Иоганн Себастьян Бах сам обучал музыке своих детей и сочинял для них специальные упражнения и пьесы, а также создал «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».
  • Йозеф Гайдн – родоначальник классической симфонии не обошел детскую тему и написал симфонию под названием «Детская». Как и другие симфонии, она отличается живостью и напевностью. Детскость же ей придают инструменты, не входящие в состав симфонического оркестра. Это целый набор игрушечных инструментов: кукушка, трещотка, глиняный соловей.
  • Французский композитор Жорж Бизе написал 12 пьес «Игры для детей» для фортепиано в четыре руки. Пять из них композитор объединил в одноименную сюиту для симфонического оркестра.
  • Французский композитор — Камиль Сен-Санс  сочинил «Карнавал животных» - фантазию для двух фортепиано и оркестра. В нем он с большим мастерством смог передать характер самых разных животных: грозное рычание льва, кудахтанье кур, кукареканье петуха, тяжелую поступь и добродушный характер слона, лирический настрой лебедя.
  • Немецкий композитор Роберт Шуман создал фортепианный «Альбом для юношества» — пьесы разной трудности. Для младших — такие как «Марш солдатиков», «Смелый наездник», «Веселый крестьянин»; и для более старших — «Отзвуки театра», «Незнакомец» и др.
  • Петр Ильич Чайковский создал свой «Детский альбом» для фортепиано, а затем «Шестнадцать песен для детей». На этом Петр Ильич не остановился, и обратился к другим музыкальным жанрам. Результатом этого обращения стали балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», а также музыка к сказке «Снегурочка».
  • Н.А. Римский-Корсаков создал великолепные оперы по мотивам русских сказок: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Садко», он отразил в сказочной тематике, доброе, где всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует.
  • Дебюсси в своем творчестве выразил Мир фантастики, волшебных сказок, сочинил балет «Ящик с игрушками» (о проказах и шалостях оживших игрушек) и альбом для фортепиано «Детский уголок».
  •  Морис Равель написал «Естественные истории» (цикл песен для среднего голоса и фортепиано), «Матушка Гусыня» (пьесы для фортепиано по сказкам Перро и мадам д’Онуа), «Дитя и волшебство» (лирическая фантазия для хора и оркестра). 
  • Русский композитор Анатолий Константинович Лядов сочинял детские песни на тексты русских народных прибауток.
  • М. Мусоргский написал цикл пьес, который можно отнести к детской тематике – это «Картинки с выставки».  Благодаря ярким, сказочным, нереальным образам этот цикл стал очень популярен среди детей. Свою искреннюю любовь к ним он выразил в вокальном цикле «Детская», хотя это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка.
  • Венгерский композитор и педагог Бела Барток считал основой музыкального воспитания и обучения детей народное творчество. Его пьесы фортепианного сборника «Детям» постепенно вводят учащихся в мир современной музыки.
  • Сергей Прокофьев в своих произведениях воплотил мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах. Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Еще в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелости положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений Прокофьева  поэтичнейшие фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этим русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире симфоническая сказка «Петя и волк», слушая которую, ребята не только получают большое удовольствие, но и наглядно знакомятся с основными инструментами симфонического оркестра. Есть у него и фортепианные произведения для детей. Это сборник 12-ти сюжетных пьес для детей, который так и называется – «Детская музыка».
  • Немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу принадлежит пятитомное собрание пьес «Музыка для детей», созданное на основе немецких народных песен, пословиц и загадок. Для вовлечения всех без исключения детей в исполнение музыки Орф придумал целый набор инструментов для коллективного музицирования, игрой на которых легко овладеть.
   Иногда детской музыкой становится произведение, написанное не для детей. Бетховен написал музыку к пьесе Гёте «Ярмарочный праздник». По ярмарке ходил мальчик-оборвыш с ручным зверьком. Его образ Бетховен обрисовал трогательной песенкой «Сурок». Но песенка эта стала жить отдельной от пьесы Гёте жизнью, и дети разных стран поют ее с большим теплом и сочувствием.
Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором.
Практическое сопоставление интонационного строя и образного содержания песен, танцев и маршей разных народов.
Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке.
Определение жанра:
- в марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение;
- в песне (даже которую никто не поёт голосом, но удивительно выразительно исполняет инструмент), напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка, мягкость аккомпанемента;
- в танце - движение и ритмы, плавность и закруглённость мелодии (трёхдольный размер  в вальсе, подвижность, чёткие акценты, короткие шаги  в польке).

Музыкальная викторина.
Вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со словами.
Разучивание, исполнение песен.
Сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам маршевого и танцевального характера.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
С. Прокофьев
"Марш" из цикла "Детская музыка"
П.И. Чайковский
"Неаполитанская песенка"
Д. Кабалевский
"Кавалерийская"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Русская народная песня
"Жил был у бабушки серенький козлик" (караоке)
Муз. А.Островский, сл. Л.Ошанин
"Пусть всегда будет солнце"
Муз. А.Островский, сл. Л.Ошанин
"Пусть всегда будет солнце" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.