1 класс. 2 четверть. Тема "Мир музыкальных звуков, окружающий нас " (7 часов)
11 урок. Тема "Кто и как исполняет музыку. Оркестр. Патриотическая музыка"
Содержание урока. Тематические линии урока

С древнейших времен люди знали о воздействии звучания музыкальных инструментов на человеческое настроение: негромкая, но певучая игра арфы, лиры, кифары, кеманчи или флейты, сделанной из тростника, пробуждала чувства радости, любви или умиротворения, а звук рогов животных (например, древнееврейских шофаров) или металлических труб способствовал возникновению торжественных и религиозных чувств. Барабаны и прочие ударные, добавленные к рогам и трубам, помогали справиться со страхом и будили агрессивность и воинственность. Давно замечено, что совместная игра нескольких похожих инструментов усиливает не только яркость звучания, но и психологическое воздействие на слушателя — тот же эффект, что возникает при совместном пении одной и той же мелодии большим количеством людей. Поэтому всюду, где селились люди, стали постепенно возникать и объединения музыкантов, сопровождавших своей игрой битвы или публичные торжественные действа: ритуалы в храме, бракосочетания, погребения, коронации, военные парады, увеселения во дворцах.
   Самые первые письменные упоминания о таких объединениях можно найти в Пятикнижии Моисея и в псалмах Давида. Были свои группы музыкантов в Месопотамии и у египетских фараонов, в Древнем Китае и Индии, Греции и Риме. В древнегреческой традиции исполнения трагедий существовали специальные площадки, на которых сидели музыканты, сопровождавшие игрой на инструментах выступления актеров и танцоров - «орхестра». 

Существуют разные виды оркестров: симфонический (камерный), струнный, духовой, народный, эстрадный, джазовый. Они различаются по составу инструментов и по количеству музыкантов.
Симфонический оркестр. Одно из самых грандиозных, совершенных изобретений человечества - симфонический оркестр. Для такого оркестра с удовольствием пишут музыку композиторы всех стран и народов. Симфонический оркестр обладает богатейшими музыкальными возможностями. В его состав входят разнообразные инструменты, которые принято объединять в группы. Музыканты одной группы располагаются на сцене рядом. Вскоре мы подробно познакомимся со всеми инструментами и группами симфонического оркестра.

Каждый музыкант оркестра играет свою партию по нотам. Если записать партии всех инструментов вместе, то получится партитура.
Партиту́ра - нотная запись многоголосного музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой записаны все партии (голоса).
Дирижёр ‑ это главный музыкальный руководитель оркестра, который координирует и управляет исполнением музыки. Он отвечает за репертуар, интерпретацию музыкальных произведений, обеспечивая баланс и гармонию игры всего оркестра. Кроме того, дирижёр отвечает за подготовку оркестра к концертам, репетирует с музыкантами и работает над улучшением их музыкальных навыков.

Патриотическая музыка. Многие композиторы посвящают произведения своей родной земле и малой Родине, Отечеству, выражающие любовь к своей земле. Жанровое многообразие и тембровый колорит патриотической музыки. Призывные интонации в музыке. Характерные признаки марша: призывная интонация, четкий ритм, бодрое исполнение, гимнический, патриотический характер музыки.
Круг патриотических образов: былины, героические сказания, эпические песни, солдатские песни, исторические и военные песни, симфонии, оперы, балеты, кантаты, оратории и др. произведения образы которых воспевают героев своей страны.

Первым неофициальным гимном Российской империи стал полонез «Гром победы, раздавайся!», впервые исполненный, опять же, на грандиозном празднике в честь Екатерины, данном Потемкиным в Таврическом дворце.
Первый официальный гимн России — «Молитва русскаго народа» — был утвержден после победы над Наполеоном, в 1816 году. Тогда монархи победивших держав договорились, что отныне музыка и слова государственных гимнов станут общими — «Боже, Царя храни!» (в английском варианте — «God Save the King», до сих пор являющийся гимном Великобритании). Русский текст гимна сочинил Василий Жуковский, авторство музыки приписывается Жан-Батисту Люлли или же Георгу Фридриху Генделю, по сути это гальярда (довольно быстрый танец),
но сыгранная торжественно, то есть медленно и громко.
Современный текст гимна написал Сергей Владимирович Михалков. Автор мелодии — Александр Васильевич Александров.
Гимн России — государственный символ. Символами нашей страны, наравне с гимном, являются флаг и герб России.
Слушание музыки в исполнении оркестра.
Просмотр видеозаписи.
Диалог с учителем о роли дирижёра. «Я - дирижёр» - игра - имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки.

Разучивание и исполнение песен соответствующей тематики.
Знакомство с принципом расположения партий в партитуре.
Разучивание, исполнение (с ориентацией на нотную запись) ритмической партитуры для 2-3 ударных инструментов.

На выбор или факультативно:
Работа по группам - сочинение своего варианта ритмической партитуры
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
В.А.Моцарт
Симфония №40
Оркестр народных инструментов
"Выйду на улицу"
Сводный военный оркестр
исполняет песню «Победа»
Русская народная песня
"Солдатушки, бравы ребятушки"
А. Аренский
Марш "Памяти Суворова"
Государственный гимн РФ (1991-2000) 
М.И.Глинка ''Патриотическая песня''
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. С.Апасовой, сл. И.Бурлак
"Наш школьный оркестр"
Русская народная песня
"Солдатушки, бравы ребятушки" (караоке)
Муз. А.Островский, сл. Л.Ошанин
"Пусть всегда будет солнце" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.