5 класс. 2 четверть. Тема "Русская классическая музыка" (8 часов)
12 урок. Тема "Жанровое многообразие музыки. Музыка исцеляющего колокольного звона"
Содержание урока. Тематические линии урока

При всем богатстве музыкальных жанров музыкальные произведения можно определять по составу исполнителей и способу исполнения,  предназначению, форме, характеру и содержанию. 

Среди вечных тем музыкального искусства тема духовности всегда стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему всё лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела. Духовность  двигала  стремлениям возводить храмы, учила любить ближних и заботиться о них, взывала к совести, состраданию, со-радованию, к лучшим человеческим качествам. Ввелика созидательная сила веры и духовности  для человека, для становления его личности, так же велика она и для искусства с его извечным стремлением к гармонии и красоте.

В отечественной культуре одним из уникальных явлений стал образ колокольности, как важнейшая составляющая национального культурного наследия, также как - певческое искусство, древнерусская живопись, зодчество, народные ремёсла.
  За колокольным звоном на Руси были закреплены различные «пространства» жизни и истории, отвечая идее всеобщего единения на основе православия. Своеобразие и исключительную ценность искусства колокольных звонов давно была осознана русскими композиторами. Колокольный звон называют «молитвой без слов». Русская Православная Церковь у многих ассоциируется именно с колокольным звоном.  В православии сложилась традиция благове́ста — колокольной полифонии (многоголосия), когда звонарь приводит в движение сначала один большой колокол, мерный бой которого затем сменяется трезвоном нескольких десятков колоколов, где каждый колокол ведет свою партию, но звуки всех сливаются в единую гармонию радостного ликования.
Разновидности колокольного звона:
- благовест — мерные удары в самый большой колокол, который называется благовестником;
- перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди -самые красивые, плавные, протяжные перезвоны назывались на Руси мали́новыми.
Звон колокола насыщает пространство вибрациями положительного характера и распространяется на огромное расстояние.

М.И.Глинка. "Иван Сусанин". Заключительный хор «Славься!». В хоре ярко отображён образ народа – истинного патриота, который героической самоотверженностью доказал безмерную любовь и беззаветную преданность своей Отчизне. Глинка создал величественный «гимн-марш». Мелодия довольно проста, движется поступательно и плавно, чем-то напоминая звучание колоколов. В духе победного народного канта, голоса хора непрестанно сливаются в унисон,  передают торжество и ликование народа. Перемежаясь с колокольным звоном, хор завершает действие оперы эпическим финалом.

Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Композитор отобразил праздничное настроение православной церковной службы в Христову заутреню, где трубный торжественный архангельский глас сменялся радостным колокольным звоном. В увертюре соединились евангельское повествование,  картина пасхальной службы и  «Языческое веселие». Русский православный трезвон и  легендарная  языческая сторона праздника приводит к необузданному языческо-религиозному веселию утра Светлого Воскресения.

С. В. Рахманинов. Симфоническая поэма «Колокола». Колокола и колокольный звон занимают особое место в творчестве С.В. Рахманинова. Колокольный звон становится сквозным образом стиля композитора. «Колокольность» у Рахманинова звучит как главный национальный символ русского народа и души России.
  В звучании колокольного звона предстает человеческая судьба: детство звучит серебряными переливами маленьких колокольчиков, затем в мелодию вступает радостный свадебный звон, затем ритм церковного колокольного звона, который становится все более суровым и переходит в печальный погребальный перебор. Смену ритмов и настроений поддерживает хор, исполняющий стихи Бальмонта. Сам композитор считал эту симфонию самым сильным из своих произведений. 

Д.С. Бортнянский. «Царская Херувимская» №7. Одним из качеств, которые характеризуют звучание церковной музыки есть сдержанность, глубина, возвышенное благородство... И при этом есть в ней что-то непостижимое, побуждающее нас задуматься о самых важных, самых вечных вопросах - жизни и смерти, смысле существования человека на земле. Всё мелкое, незначительное отступает перед этой музыкой, напоминающей о главном, о душе, о высшем предназначении, ради чего и создан был человек по образу и подобию Божию.
Восприятие и понимание значения духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.
Раскрыть образное содержание произведений русской музыки, оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
Знакомство с разными видами колокольного звона, осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки.
Закрепление знания о колокольных звонах в русской музыке.
Пробуждение интереса к историческому прошлому и культурному наследию, эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

Озвучить стихами произведения скульптуры, архитектуры на основе общности художественных образов.
Зарисовки музыкальных впечатлений после прослушивания колокольного звона.
Создание презентации «Незабываемый собор» и др.Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет
Вокально-хоровая работа.
Виды   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
М.И.Глинка.
"Иван Сусанин". Заключительный Хор
Праздничный колокольный звон
Малиновый звон
Римский-Корсаков
Увертюра «Светлый праздник»
С. В. Рахманинов
Симфоническая поэма «Колокола»
Савва Калашников, колокольный звон.
Храм Воскресения Христова 
Д.С. Бортнянский
«Царская Херувимская» №7
Музыкальный   материал   для   исполнения
С.Никитин, С Крылов
Песня о маленьком трубаче
Виталий Осошник,  Наталия Осошник
"Закаты алые"
Песня о войне
"Закаты алые" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.