5 класс. Урок 13. Тема "Камерная музыка"
Содержание урока. Тематические линии урока

      
Камерная музыка (от латинского слова camera — «комната») — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов-инструменталистов и/или вокалистов. Предназначена для исполнения в небольших помещениях, таких как домашние концертные залы или салоны.
В камерной музыке малый состав исполнителей (как правило, от двух до десяти музыкантов, реже — больше); отсутствие дирижёра, указывающего темп и динамику — всё рождается внутри ансамбля; особая роль каждого участника: в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы музыкантов, играющих на одинаковых инструментах в унисон, в камерной музыке каждую партию исполняет только один музыкант.
К камерной музыке относятся жанры произведений:
Струнный квартет — две скрипки, альт и виолончель;
Фортепианное трио — фортепиано, скрипка, виолончель;
Сонаты для фортепиано и других инструментов (скрипки, виолончели, флейты и т. д.);
Вокальные произведения с сопровождением фортепиано или небольшого ансамбля (песни, романсы, вокальные циклы).
Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем. Существует также понятие камерного оркестра —  это сокращённый (не более 15–20 человек) состав струнного оркестра, иногда с добавлением нескольких духовых инструментов.

Романс—это произведение для голоса с сопровождением фортепиано или гитары, где музыка и литература тесно переплетены, стихи часто становятся романсами.  В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. В котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение. Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание, душевного состояния человека. Различие между романсом и песней: в романсе нет куплетной формы, а музыкальная форма одна частная.

«Горные вершины» — романс Александра Егоровича Варламова на слова Михаила Юрьевича Лермонтова (перевод стихотворения немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гёте.
В романсе Варламова начальная интонация мелодии звучит во вступлении. 
Романс «Горные вершины» Александра Варламова  - лирический пейзаж передает эмоциональные переживания, а средства музыкальной выразительности создают неповторимость художественного образа, вызывает умиротворение и успокоение благодаря спокойно-созерцательной музыке, наполненной просветлённой печалью. В произведении передаётся идея о гармонии и единстве мира, о том, что природа и человек неотделимы друг от друга и, общаясь с природой, лирический герой забывает о мирских проблемах. Простота гармонического сопровождения и мерное покачивание аккомпанемента придают романсу сходство с колыбельной — предвестием спокойного сна, ласково-убаюкивающая интонация, звучащая как утешение. В романсе Варламова повторяются каждые четыре строчки, а мелодия варьируется.

На  стихотворение написал романс «Горные вершины» русский композитор XIX в. Антон Григорьевич Рубинштейн. В романсе Рубинштейна плавная мелодия помогает в раскрытии художественного образа — атмосферы тишины, умиротворённости: человек, утомлённый тяготами жизни, находит спокойствие в природе, поскольку имеет с ней тесную духовную связь. Любуясь красотой горных вершин, окутанных глубоким покоем, герой забывает о всех своих житейских тревогах и погружается в состояние приятной умиротворённости. Безмолвные долины, покрытые свежей мглой, охлаждают его раскалённую и истерзанную переживаниями душу, а дорога указывает путь в мир безмятежности. Музыкально-пейзажная зарисовка не только воспроизводит оживляющее спокойствие, но и заставляет восхищаться красотой природы гор. 

В творчестве Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750) есть сонаты для разных инструментов. Композитор написал произведения в форме трио-сонаты, с двумя верхними партиями у клавесина и скрипки над басовой партией, исполняемой клавесином.

Франц Шуберт. Фортепианное трио ми-бемоль мажорное. В образном строе  выражены сомнения, разочарования романтический разлад между идеалом и реальностью.
В первой части  Allegro  противопоставляются контрастные темамы экспозиции.
Вторая часть — Andante con moto — во многом перекликается с вокальным циклом «Зимний путь».
Третья часть — скерцо — в её крайних разделах ярко выражено танцевальное начало, воплощённое в угловатых ритмических фигурах.
В основной теме финала — Allegro moderato — объединены различные жанровые черты: маршевость, танцевальность, песенность.


Вольфганг Амадей Моцарт «Квинтет для кларнета и струнных ля мажор». Изначально задумывался для бассет-кларнета, но обычно исполняется на «традиционном» кларнете и ли саксофоне. Музыка квинтета отличается певчим, «кантабильным» и спокойным стилем в камерном наследии Моцарта последних венских лет.
Состоит из четырёх частей:
ервая часть Allegro написана в сонатной форме. Первая тема Allegro, играющаяся струнными, напоминает «безоблачное весеннее утро».
В побочной теме кларнет повторяет мелодию за струнными, но именно такая инструментовка предопределяет неожиданный сдвиг из ми мажора в ми минор.
В разработке струнные, кажется, уступают единственному духовому — все они повторяют в различных комбинациях мотив колоратуры. Однако в репризе «баланс сил» вновь восстанавливается.
Вторая часть - Larghetto.
Третья часть - Menuetto — Trio I.
Четвертая часть - Allegretto con variazioni
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа;
- определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной наглядной схемы;
- разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров;

вариативно:

- импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ пение без слов, вальс - трехдольный метр);
- индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме;
- выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд
Виды   и  формы   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
А.Варламов 
"Горные вершины"
А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова
“Горные вершины” (Дуэт)
А.Г. Рубинштейн. Стихи М.Ю. Лермонтова
(из Гете) "Горные вершины"
И.С.Бах
Соната для скрипки и чембало (органа)
Франц Шуберт
Фортепианное трио ми бемоль мажор
В.А.Моцарт. Квинтет для кларнета и струнных (переложение для саксофона и оркестра)
Музыкальный   материал   для   исполнения
С.Никитин, С Крылов
"Песня о маленьком трубаче"
Муз.А.Ермолова, сл. М. Загота.
«Добрые сказки» 
Песня о войне
"Закаты алые" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.