Содержание урока. Тематические линии урока
Камерная музыка (от латинского слова camera — «комната») — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов-инструменталистов и/или вокалистов. Предназначена для исполнения в небольших помещениях, таких как домашние концертные залы или салоны.
В камерной музыке малый состав исполнителей (как правило, от двух до десяти музыкантов, реже — больше); отсутствие дирижёра, указывающего темп и динамику — всё рождается внутри ансамбля; особая роль каждого участника: в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы музыкантов, играющих на одинаковых инструментах в унисон, в камерной музыке каждую партию исполняет только один музыкант.
К камерной музыке относятся жанры произведений:
Струнный квартет — две скрипки, альт и виолончель;
Фортепианное трио — фортепиано, скрипка, виолончель;
Сонаты для фортепиано и других инструментов (скрипки, виолончели, флейты и т. д.);
Вокальные произведения с сопровождением фортепиано или небольшого ансамбля (песни, романсы, вокальные циклы).
Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем. Существует также понятие камерного оркестра — это сокращённый (не более 15–20 человек) состав струнного оркестра, иногда с добавлением нескольких духовых инструментов.
Романс—это произведение для голоса с сопровождением фортепиано или гитары, где музыка и литература тесно переплетены, стихи часто становятся романсами. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. В котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение. Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание, душевного состояния человека. Различие между романсом и песней: в романсе нет куплетной формы, а музыкальная форма одна частная.
«Горные вершины» — романс Александра Егоровича Варламова на слова Михаила Юрьевича Лермонтова (перевод стихотворения немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гёте.
В романсе Варламова начальная интонация мелодии звучит во вступлении.
Романс «Горные вершины» Александра Варламова - лирический пейзаж передает эмоциональные переживания, а средства музыкальной выразительности создают неповторимость художественного образа, вызывает умиротворение и успокоение благодаря спокойно-созерцательной музыке, наполненной просветлённой печалью. В произведении передаётся идея о гармонии и единстве мира, о том, что природа и человек неотделимы друг от друга и, общаясь с природой, лирический герой забывает о мирских проблемах. Простота гармонического сопровождения и мерное покачивание аккомпанемента придают романсу сходство с колыбельной — предвестием спокойного сна, ласково-убаюкивающая интонация, звучащая как утешение. В романсе Варламова повторяются каждые четыре строчки, а мелодия варьируется.
На стихотворение написал романс «Горные вершины» русский композитор XIX в. Антон Григорьевич Рубинштейн. В романсе Рубинштейна плавная мелодия помогает в раскрытии художественного образа — атмосферы тишины, умиротворённости: человек, утомлённый тяготами жизни, находит спокойствие в природе, поскольку имеет с ней тесную духовную связь. Любуясь красотой горных вершин, окутанных глубоким покоем, герой забывает о всех своих житейских тревогах и погружается в состояние приятной умиротворённости. Безмолвные долины, покрытые свежей мглой, охлаждают его раскалённую и истерзанную переживаниями душу, а дорога указывает путь в мир безмятежности. Музыкально-пейзажная зарисовка не только воспроизводит оживляющее спокойствие, но и заставляет восхищаться красотой природы гор.
В творчестве Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750) есть сонаты для разных инструментов. Композитор написал произведения в форме трио-сонаты, с двумя верхними партиями у клавесина и скрипки над басовой партией, исполняемой клавесином.
Франц Шуберт. Фортепианное трио ми-бемоль мажорное. В образном строе выражены сомнения, разочарования романтический разлад между идеалом и реальностью.
В первой части Allegro противопоставляются контрастные темамы экспозиции.
Вторая часть — Andante con moto — во многом перекликается с вокальным циклом «Зимний путь».
Третья часть — скерцо — в её крайних разделах ярко выражено танцевальное начало, воплощённое в угловатых ритмических фигурах.
В основной теме финала — Allegro moderato — объединены различные жанровые черты: маршевость, танцевальность, песенность.
Вольфганг Амадей Моцарт «Квинтет для кларнета и струнных ля мажор». Изначально задумывался для бассет-кларнета, но обычно исполняется на «традиционном» кларнете и ли саксофоне. Музыка квинтета отличается певчим, «кантабильным» и спокойным стилем в камерном наследии Моцарта последних венских лет.
Состоит из четырёх частей:
ервая часть Allegro написана в сонатной форме. Первая тема Allegro, играющаяся струнными, напоминает «безоблачное весеннее утро».
В побочной теме кларнет повторяет мелодию за струнными, но именно такая инструментовка предопределяет неожиданный сдвиг из ми мажора в ми минор.
В разработке струнные, кажется, уступают единственному духовому — все они повторяют в различных комбинациях мотив колоратуры. Однако в репризе «баланс сил» вновь восстанавливается.
Вторая часть - Larghetto.
Третья часть - Menuetto — Trio I.
Четвертая часть - Allegretto con variazioni