Содержание урока. Тематические линии урока
«Музыкальные пейзажи» — это «пейзажи настроения», в которых выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. Композиторы создают «музыкальную картину», передавая образы природы, пространства и атмосферы через звуки. Музыкальные пейзажи могут быть связаны как с конкретными природными явлениями и местами, так и с внутренними переживаниями человека, его воспоминаниями и ассоциациями.
Для создания «музыкальных пейзажей» композиторы используют средства музыкальной вырзительности:
- тембр и тональность — использование различных инструментов и певческих голосов;
- ритм и мелодию — ритмические структуры и мелодические линии;
- гармонию и динамику — гармония может добавить глубину и богатство звуковому пейзажу, динамика может создать ощущение движения.
Сергей Прокофьев. Цикл «Детская музыка», пьеса «Дождь и радуга». Прокофьев использует неторопливые повторы на одной ноте, которые передают стук капель.
Во второй части в прозрачной высоте появляется нежная мелодия, которая плавно и спокойно спускается, обрисовывая широту пространства.
Сергей Прокофьев. Цикл «Детская музыка», пьеса «Утро». В произведении изображается картина восхода солнца. Всё время борется тьма со светом. Первые лучи солнца пробиваются в сумерках — сначала неуверенно, робко. В начале пьесы музыка звучит неторопливо, сонно, лениво, волшебно поблескивает свет.
В средней части можно представить себе картину рассеивающейся тьмы. Огромное солнце выплывает из-за горизонта и поднимается вверх. Но вот солнце выглянуло из-за дымки и засияло ярко всем на радость.
Сергей Прокофьев. Цикл «Детская музыка», пьеса «Вечер» — относится к «пейзажным», но воплощается не в статичной звуковой картине, а в свободно льющейся мелодии поэтического ноктюрна. Спокойный темп, ровный ритм, приглушённая динамика, прозрачность звучания — все эти выразительные средства направлены на создание русского пейзажа.
Арам Ильич Хачатурян. «Детский альбом». Пьеса «Вечерняя сказка» основана на незамысловатой вальсообразной мелодии. повторяющийся ритм придаёт спокойствие неторопливому повествованию, которое ведёт ребёнок, что подчёркивают интонации лирических бытовых песен. В первой и последней частях музыка нежная, плавная, мягкая, добрая, ласковая, танцевальная, песенная, в средней части — таинственная, настороженная, страшная, злая, грозная. Хачатурян назвал пьесу «Вечерняя сказка», чтобы выразить чувство любования, зачарованности красотой вечерней природы. В партии аккомпанемента отсутствуют сильные доли, что придаёт музыке прозрачность и трепетность.
В. Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны». Пьеса «Вечерняя музыка». Композитор неоднократно ездил в этнографические экспедиции по Русскому Северу, где изучал песенный фольклор. Благодаря этому голос стал главным и любимым инструментом композитора. Глубоко чувствуя фольклор, В. А. Гаврилин создал мотивы, близкие по духу народным, но отличающиеся, вместе с тем, индивидуальным своеобразием авторского стиля. Голос – это уникальный инструмент, данный человеку самой природой, наиболее чутко и тонко выражающий мысли и чувства. В творчестве композитора мелодия всегда первостепенна.
«Вечерняя музыка» – это любование красотой мира, природы, уходящего дня, рождающее в душе светлое чувство. Здесь нет слов (это хоровой вокализ), но есть многослойная звучащая картина Руси: переклички птиц, звуки жизни, думы людские, песни, колокольный звон. Всё это сливается в единую звуковую палитру, дрожащую в воздухе. Музыка пьесы отличается спокойной, задумчивой атмосферой, проникнута лиризмом и размышлениями. Музыка создаёт ощущение умиротворения и гармонии с окружающим миром, что характерно для вечернего времени.