Содержание урока. Тематические линии урока
Портрет – произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-л. определённого человека или группы людей (в живописи, скульптуре, графике и фотографии).
Музыкальный портрет — это портрет характера героя, отображение его внутреннего мира языком звуков, выраженных в мелодии. Это может быть характерно для как инструментальной, так и вокальной музыки. В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. Музыка пишет их своими выразительными средствами: тональностью и интонациями, темпом и ритмом, оркестровкой
Композитор выбирает такие звуки, которые помогают представить, как выглядит герой, какой у него характер или какие чувства он испытывает. Например, если человек грустный, музыка может быть медленной и печальной, а если весёлый — быстрой и радостной.
Сергей Прокофьев «Болтунья» — шуточная миниатюра на стихи Агнии Барто. Произведение рассказывает о школьнице Лиде, которая выбирает себе секцию по душе, хочет заниматься всем и сразу, но при этом старается показаться рассудительной. Характер музыки раскрывается через интонационные особенности. Быстрый темп — передаёт болтливость Лиды, повторение одного и того же по несколько раз. Стремительная скороговорка — выдаёт неудержимую болтливость героини. Применяется также разговорный приём сокращения слов — например, вместо «рисования» — «рисованью», вместо «Японии» — «Японьи».
П. И. Чайковский. «Детский альбом». Пьеса «Баба-Яга». Музыка рисует портрет героини пьесы: злая, страшная, быстрая в своих движениях. Характер музыки меняется в зависимости от частей произведения:
1.ч - музыка зловещая, слышны остановки, пугающие аккорды с жёсткими акцентами. Кажется, что Баба-Яга ковыляет, прихрамывая, затевает что-то недоброе.
2.ч - равномерные повторяющиеся звуки изображают движение, как будто Баба-Яга помчалась в своей ступе. Музыка звучит ритмично, коротко, чётко, остро, как удары помела, которым Баба-Яга погоняет ступу.
3.ч - повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко, будто Баба-Яга в полёте поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. Но вот мелодия начинает звучать всё ниже и ниже, как будто Баба-Яга спускается вниз, на землю.
Для раскрытия образа Бабы-Яги композитор использует отрывистые звуки, смену динамики. Каждая музыкальная фраза заканчивается акцентированным аккордом. «Баба-Яга» из Музыка пьесы П. И. Чайковского «Баба-Яга» из «Детского альбома» злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная.
Леопольд Моцарт «Менуэт». В менуэте Леопольда Моцарта изображены кавалер и дама на старинном придворном балу, которые танцуют изящный танец, раскланиваясь друг перед другом. Характер музыки этого произведения можно описать такими словами, как нежно, грациозно, изящно, в характере танца. В менуэтах часто используются танцевальные черты: плавно кружащиеся обороты, имитирующие поклоны, приседания.