1 класс. 3 четверть. Тема "В музыкальных звуках – наша жизнь " (10 часов)
17 урок. Тема "Композиторы – детям. Музыка выражает настроения и чувства"
Содержание урока. Тематические линии урока

Настроения и чувства в музыке: радостные, веселые, унылые, печальные, нежные, добрые, злые, грустные, тревожные, спокойные.  У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ. Набежали тучи, и настроение становится грустным, печальным.
  Музыка представляет собой тонкую материю, которая как ни что другое способна передавать наше внутреннее состояние, наши чувства и переживания. Каждый из нас сталкивался с тем, что в определенные моменты жизни хочется слушать разную музыку. Когда мы разгневаны чем-то, обижены, наш выбор падает на музыку с более низкими басами, более громкую и жесткую. Если настроение романтическое, легкое то и музыка будет соответствующей, мягкой и плавной, без резких перепадов громкости.
   Музыканты выражают свои чувства через какой-либо музыкальный инструмент, передают свое нынешнее состояние души с помощью мелодии и гармонии, и чем опытнее музыкант и чем ярче его эмоции, тем лучше можно прочувствовать написанную им композицию. Бывает такое, что слыша только музыку без слов мы уже понимаем о чем может идти речь в этой песне, какие оттенки в ней присутствуют, грустная она или веселая. Иногда мы чувствуем внутри себя такой огромный поток мыслей, ощущений, что словами выразить этого невозможно, а вот музыка может быть спутником в этом деле.
    Музыка заставляет нас чувствовать, переживать, радоваться, даже плакать и ощущать себя в моменты прослушивания по настоящему живыми. Музыка обладает волшебным свойством - она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания - нежность, волнение, грусть и радость.
Музыка — одно из самых впечатляющих явлений в мире. Она может натолкнуть вас на какие-то мысли, заставить плакать и смеяться, мысленно вернуться в далекие воспоминания, придать сил, даже влюбиться.

Петр Ильич Чайковский – русский композитор, написал цикл о куклах, в который вошли: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».
«Болезнь куклы» – печальная пьеса: кукла болеет, страдает, стонет, жалуется. В музыке слышны и вздохи, и слёзы, и порывистое дыхание. С этой пьесы начинаются «игры девочек», «кукольная трилогия», вносящая внезапный драматический контраст, столь характерный для композитора. Это первая грустная пьеса в цикле, написанная в соль-миноре. Поразительными музыкальными средствами показана печаль девочки об ее заболевшей кукле. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами. 

«Похороны куклы». Первая детская потеря всегда весомая и важная, ведь даже небольшие душевные потрясения в жизни ребенка становятся в несколько раз значительнее, чем у взрослого человека, они часто наполняют все его мироощущение. Композитор с большим уважением относится к драме и личности ребенка. Динамикой композитор изображает то приближение похоронного шествия, то удаление. Мрачный характер музыки подчёркивается тяжеловесными аккордами и интервалами в аккомпанементе.

«Новая кукла» - это тонкая психологическая зарисовка – радость девочки по поводу замечательного подарка – новой куклы. В основу пьесы положен жанр вальса. Лёгкость гибкого прерывистого движения мелодии создаёт атмосферу детского счастья. Ощущение «взлетающей» мелодии отражают взволнованность и нетерпение.
Пьеса наполнена восторгом, ликованием и счастьем. Неизменный на протяжении всей пьесы ритмический пульс в аккомпанементе, отображает взволнованное биение сердца. Миниатюра написана в трехчастной форме. От начала и до конца сохраняется одно настроение. И ритм и фактура однообразны.

У П.И.Чайковского много живой наблюдательности, метких зарисовок детской психики с характерными переходами от печали к радости, от слёз к смеху и веселью.
Содержание урока. Тематические линии урока

Настроения и чувства в музыке: радостные, веселые, унылые, печальные, нежные, добрые, злые, грустные, тревожные, спокойные.  У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ. Набежали тучи, и настроение становится грустным, печальным.
  Музыка представляет собой тонкую материю, которая как ни что другое способна передавать наше внутреннее состояние, наши чувства и переживания. Каждый из нас сталкивался с тем, что в определенные моменты жизни хочется слушать разную музыку. Когда мы разгневаны чем-то, обижены, наш выбор падает на музыку с более низкими басами, более громкую и жесткую. Если настроение романтическое, легкое то и музыка будет соответствующей, мягкой и плавной, без резких перепадов громкости.
   Музыканты выражают свои чувства через какой-либо музыкальный инструмент, передают свое нынешнее состояние души с помощью мелодии и гармонии, и чем опытнее музыкант и чем ярче его эмоции, тем лучше можно прочувствовать написанную им композицию. Бывает такое, что слыша только музыку без слов мы уже понимаем о чем может идти речь в этой песне, какие оттенки в ней присутствуют, грустная она или веселая. Иногда мы чувствуем внутри себя такой огромный поток мыслей, ощущений, что словами выразить этого невозможно, а вот музыка может быть спутником в этом деле.
    Музыка заставляет нас чувствовать, переживать, радоваться, даже плакать и ощущать себя в моменты прослушивания по настоящему живыми. Музыка обладает волшебным свойством - она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания - нежность, волнение, грусть и радость.
Музыка — одно из самых впечатляющих явлений в мире. Она может натолкнуть вас на какие-то мысли, заставить плакать и смеяться, мысленно вернуться в далекие воспоминания, придать сил, даже влюбиться.

Петр Ильич Чайковский – русский композитор, написал цикл о куклах, в который вошли: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».
«Болезнь куклы» – печальная пьеса: кукла болеет, страдает, стонет, жалуется. В музыке слышны и вздохи, и слёзы, и порывистое дыхание. С этой пьесы начинаются «игры девочек», «кукольная трилогия», вносящая внезапный драматический контраст, столь характерный для композитора. Это первая грустная пьеса в цикле, написанная в соль-миноре. Поразительными музыкальными средствами показана печаль девочки об ее заболевшей кукле. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами. 

«Похороны куклы». Первая детская потеря всегда весомая и важная, ведь даже небольшие душевные потрясения в жизни ребенка становятся в несколько раз значительнее, чем у взрослого человека, они часто наполняют все его мироощущение. Композитор с большим уважением относится к драме и личности ребенка. Динамикой композитор изображает то приближение похоронного шествия, то удаление. Мрачный характер музыки подчёркивается тяжеловесными аккордами и интервалами в аккомпанементе.

«Новая кукла» - это тонкая психологическая зарисовка – радость девочки по поводу замечательного подарка – новой куклы. В основу пьесы положен жанр вальса. Лёгкость гибкого прерывистого движения мелодии создаёт атмосферу детского счастья. Ощущение «взлетающей» мелодии отражают взволнованность и нетерпение.
Пьеса наполнена восторгом, ликованием и счастьем. Неизменный на протяжении всей пьесы ритмический пульс в аккомпанементе, отображает взволнованное биение сердца. Миниатюра написана в трехчастной форме. От начала и до конца сохраняется одно настроение. И ритм и фактура однообразны.

У П.И.Чайковского много живой наблюдательности, метких зарисовок детской психики с характерными переходами от печали к радости, от слёз к смеху и веселью.
Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором.
Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке.
Освоение понятий «выше-ниже».
Определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров.
Прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации.
Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра.

На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, кратких мелодий по нотам.
Выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Ю.Весняк
"Нежность"
П.И.Чайковский. "Болезнь куклы", "Похороны куклы", "Новая кукла". из "Детского альбома"
Муз. А. Ермолова, сл. В. Осеевой
«Бедный ёжик»
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. Ю.Чичков, сл. П.Синявский
"Родная песенка" 
Слова и музыка Татьяны Любаши. Барбарики.
"Что такое доброта"
Слова и музыка Татьяны Любаши. Барбарики.
"Что такое доброта" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.