Содержание урока. Тематические линии урока
«Певец своего народа» - Арам Ильич Хачатурян, советский композитор, который создал музыку, пронизанную интонациями и ритмами народных армянских песен и танцев. Сам Хачатурян указывал на огромную роль армянской народной музыки в своём творчестве. При этом музыка композитора не ограничена рамками армянской национальности: она связана с русской классической и советской музыкой, а также с музыкой других народов СНГ.
Произведения Хачатуряна отражают связь с народным творчеством.
Концерт для фортепиано с оркестром. Хачатурян сочетал мелодические, ладовые, ритмические и тембровые особенности армянской национальной музыки с традициями русского концертного симфонизма.
Балет «Гаянэ» — музыка насыщена яркими фольклорными элементами, народными ритмоинтонациями. Танцевальные номера «Лезгинка», «Вальс», «Колыбельная» и «Танец с саблями». «Танец с саблями» сочетает армянскую народную музыку с джазовыми элементами, характеризуется быстрым темпом, чётким ритмом, звонким и резким оркестровым звучанием.
Хачатурян творчески относился к народной основе. Он расценивал фольклорный материал как материал, который можно свободно развивать и перерабатывать в соответствии с авторским замыслом. При этом композитор не цитировал народные мелодии — в своих сочинениях он редко цитировал их. Пользуясь интонациями и ритмами народной музыки, Хачатурян подчёркивал их внутреннюю энергию и красоту.
«Лезгинка» композитора Арама Хачатуряна из балета «Гаянэ» -это танцевальная композиция, происходящая из кавказской культуры, и музыка наполнена бурными эмоциями, сопровождает танец и передаёт дух народа. В музыке темп — быстрый и живой, типичный для лезгинки, придаёт музыке динамику и впечатление бурного движения, Хачатурян использует высокие регистры, чтобы создать ощущение лёгкости и воздушности. Начинается композиция с тихих и нежных звуков, а затем становится более громкой и мощной в пиковых моментах, чтобы передать силу и энергию танца.
Вальс из сюиты Арама Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Гибкая мелодия с грустным, чуть меланхолическим оттенком, еле уловимой окрашенностью в восточные тона. В танце появляется ритм полонеза или мазурки, но это ненадолго — через сорок тактов возвращается прежний затаенно-грустный вальс с порывисто-мятежным, страстно-взволнованным характером, полный трагических предчувствий и переживаний.