1 класс. 3 четверть. Тема "В музыкальных звуках – наша жизнь " (10 часов)
19 урок. Тема "Искусство времени. Музыка передает движение"
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыка - искусство, разворачивающееся во времени, и темп — это скорость движения музыки. Музыкальная ткань (произведение) состоит из последовательно чередующихся звуков разной высоты и долготы. Временным микроэлементом в этом звуковом полотне является длительность.
  Особенность музыки состоит в том, что она постоянно находится в движении, никогда не останавливаясь. Даже пауза в музыке - это перерыв в звучании, но не остановка движения. Завершение движения означает завершение формы. Так как музыкальное произведение представляет собой часть отграниченного во времени-пространстве бытия музыки, то оно неизбежно завершается.  Отзвучав в реальности, музыка продолжает жить в сознании слушателей, в воспоминаниях исполнителя. В этом отношении прозвучавшее еди-ножды произведение становится, скорее, началом своего бытия в других формах.
Время задается в музыке не количеством часов и минут его звучания, не темпом, а интенсивностью протекания в ней интонационных процессов. Время в музыке определяется скоростью разворачивающихся в ней процессов, активностью её событийности. 
  Представления о времени традиционно связываются с категориями прошлого, настоящего и будущего. Во власти музыки замедлить, оттянуть время, дать возможность насладиться его прелестью. Музыка может «остановить мгновение», дающего возможность радостно переживать его полноту. Но музыка также способна подчеркнуть стремительность пролетающего времени.

Танец – вид искусства, в котором мысли и чувства передаются с помощью пластических движений тела под музыку. Потребность выразить свои эмоции сделала танец спутником жизни человека. Танцы существуют с незапамятных времен. На ранних этапах танцы носили ритуальные функции. У многих народов обрядовые танцы существуют до сих пор. Они часто связаны с играми, действами. Позже танцы приобрели развлекательное значение, как форма проведения досуга. Кроме народных танцев возникли придворные, салонные и бальные танцы.
   Танцы сопровождались музыкой: вокальной, вокально-инструментальной и чисто инструментальной. Важной особенностью танцевальной музыки является ее ясная ритмическая определенность, повторность какой-либо характерной ритмической формулы. Благодаря этому легко узнать танцевальную и нетанцевальную музыку, легко отличить один танец от другого. Так, не спутать вальс с полькой или лезгинку с полонезом. Роль ритма в танцевальной музыке настолько велика, что у многих восточных народов (узбеков, китайцев), у африканских негров и американских индейцев и в наши дни танец нередко сопровождается только одними ударными инструментами (бубном, барабанами). Существенную сторону танцевальной музыки составляет ее мелодический рисунок – песенный или инструментальный. У одних народов он богаче, красочнее, у других – более лаконичный, сдержанный.
   Музыка в танце отражает смысл танца, передает идею, сюжет, создает нужное настроение. Танец – это не музыка и не движения. Это движение под музыку.
Каждый тип танцевальной музыки отвечает характеру народа, его жизни, истории, национальному духу. Вот как говорил об этом Н.В. Гоголь: «Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».

Музыкальные образы движения, изменения и развития.
Пьеса «Игры в лошадки» П.И.Чайковского - небольшая озорная пьеса, передает цоканье копыт благодаря равномерному ритмичному задорному стаккато и трехдольному размеру. Музыкальная картинка изображает мальчика, который бойко раскачивает свою лошадку-качалку, воображая себя лихим всадником.
Произведение Н.А. Римского-Корсакова "Полёт шмеля" исполняется в очень быстром темпе, искусно изображает жужжание мохнатого насекомого, использовав такие средства музыкальной выразительности, как стремительное движение шестнадцатых длительностей по полутонам.
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыка - искусство, разворачивающееся во времени, и темп — это скорость движения музыки. Музыкальная ткань (произведение) состоит из последовательно чередующихся звуков разной высоты и долготы. Временным микроэлементом в этом звуковом полотне является длительность.
  Особенность музыки состоит в том, что она постоянно находится в движении, никогда не останавливаясь. Даже пауза в музыке - это перерыв в звучании, но не остановка движения. Завершение движения означает завершение формы. Так как музыкальное произведение представляет собой часть отграниченного во времени-пространстве бытия музыки, то оно неизбежно завершается.  Отзвучав в реальности, музыка продолжает жить в сознании слушателей, в воспоминаниях исполнителя. В этом отношении прозвучавшее еди-ножды произведение становится, скорее, началом своего бытия в других формах.
Время задается в музыке не количеством часов и минут его звучания, не темпом, а интенсивностью протекания в ней интонационных процессов. Время в музыке определяется скоростью разворачивающихся в ней процессов, активностью её событийности. 
  Представления о времени традиционно связываются с категориями прошлого, настоящего и будущего. Во власти музыки замедлить, оттянуть время, дать возможность насладиться его прелестью. Музыка может «остановить мгновение», дающего возможность радостно переживать его полноту. Но музыка также способна подчеркнуть стремительность пролетающего времени.

Танец – вид искусства, в котором мысли и чувства передаются с помощью пластических движений тела под музыку. Потребность выразить свои эмоции сделала танец спутником жизни человека. Танцы существуют с незапамятных времен. На ранних этапах танцы носили ритуальные функции. У многих народов обрядовые танцы существуют до сих пор. Они часто связаны с играми, действами. Позже танцы приобрели развлекательное значение, как форма проведения досуга. Кроме народных танцев возникли придворные, салонные и бальные танцы.
   Танцы сопровождались музыкой: вокальной, вокально-инструментальной и чисто инструментальной. Важной особенностью танцевальной музыки является ее ясная ритмическая определенность, повторность какой-либо характерной ритмической формулы. Благодаря этому легко узнать танцевальную и нетанцевальную музыку, легко отличить один танец от другого. Так, не спутать вальс с полькой или лезгинку с полонезом. Роль ритма в танцевальной музыке настолько велика, что у многих восточных народов (узбеков, китайцев), у африканских негров и американских индейцев и в наши дни танец нередко сопровождается только одними ударными инструментами (бубном, барабанами). Существенную сторону танцевальной музыки составляет ее мелодический рисунок – песенный или инструментальный. У одних народов он богаче, красочнее, у других – более лаконичный, сдержанный.
   Музыка в танце отражает смысл танца, передает идею, сюжет, создает нужное настроение. Танец – это не музыка и не движения. Это движение под музыку.
Каждый тип танцевальной музыки отвечает характеру народа, его жизни, истории, национальному духу. Вот как говорил об этом Н.В. Гоголь: «Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».

Музыкальные образы движения, изменения и развития.
Пьеса «Игры в лошадки» П.И.Чайковского - небольшая озорная пьеса, передает цоканье копыт благодаря равномерному ритмичному задорному стаккато и трехдольному размеру. Музыкальная картинка изображает мальчика, который бойко раскачивает свою лошадку-качалку, воображая себя лихим всадником.
Произведение Н.А. Римского-Корсакова "Полёт шмеля" исполняется в очень быстром темпе, искусно изображает жужжание мохнатого насекомого, использовав такие средства музыкальной выразительности, как стремительное движение шестнадцатых длительностей по полутонам.
Слушание, исполнение музыкальных произведений, передающих образ непрерывного движения.
Наблюдение за своими телесными реакциями (дыхание, пульс, мышечный тонус) при восприятии музыки.

Размышление на тему: "Нужны ли танцы человеку?"

На выбор или факультативно:
Программная ритмическая или инструментальная импровизация «Поезд», «Космический корабль».
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
П.И.Чайковский. "Детский альбом"
 "Игра в лошадки"
Н.А. Римский-Корсаков. "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане"
ДиДюЛя в исполнении симфонического оркестра  "Поезд в Барселону"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. И.Дунаевский, сл. В.Лебедев-Кумач 
"Весёлый ветер" (к-ф "Дети капитана Гранта") 
Муз. И.Дунаевский, сл. В.Лебедев-Кумач
"Весёлый ветер" 
(караоке)
Муз. Б.Савельева , сл. М.Пляцковского
Песенка кота Леопольда "Если добрый ты"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.