Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка - искусство, разворачивающееся во времени, и темп — это скорость движения музыки. Музыкальная ткань (произведение) состоит из последовательно чередующихся звуков разной высоты и долготы. Временным микроэлементом в этом звуковом полотне является длительность.
Особенность музыки состоит в том, что она постоянно находится в движении, никогда не останавливаясь. Даже пауза в музыке - это перерыв в звучании, но не остановка движения. Завершение движения означает завершение формы. Так как музыкальное произведение представляет собой часть отграниченного во времени-пространстве бытия музыки, то оно неизбежно завершается. Отзвучав в реальности, музыка продолжает жить в сознании слушателей, в воспоминаниях исполнителя. В этом отношении прозвучавшее еди-ножды произведение становится, скорее, началом своего бытия в других формах.
Время задается в музыке не количеством часов и минут его звучания, не темпом, а интенсивностью протекания в ней интонационных процессов. Время в музыке определяется скоростью разворачивающихся в ней процессов, активностью её событийности.
Представления о времени традиционно связываются с категориями прошлого, настоящего и будущего. Во власти музыки замедлить, оттянуть время, дать возможность насладиться его прелестью. Музыка может «остановить мгновение», дающего возможность радостно переживать его полноту. Но музыка также способна подчеркнуть стремительность пролетающего времени.
Танец – вид искусства, в котором мысли и чувства передаются с помощью пластических движений тела под музыку. Потребность выразить свои эмоции сделала танец спутником жизни человека. Танцы существуют с незапамятных времен. На ранних этапах танцы носили ритуальные функции. У многих народов обрядовые танцы существуют до сих пор. Они часто связаны с играми, действами. Позже танцы приобрели развлекательное значение, как форма проведения досуга. Кроме народных танцев возникли придворные, салонные и бальные танцы.
Танцы сопровождались музыкой: вокальной, вокально-инструментальной и чисто инструментальной. Важной особенностью танцевальной музыки является ее ясная ритмическая определенность, повторность какой-либо характерной ритмической формулы. Благодаря этому легко узнать танцевальную и нетанцевальную музыку, легко отличить один танец от другого. Так, не спутать вальс с полькой или лезгинку с полонезом. Роль ритма в танцевальной музыке настолько велика, что у многих восточных народов (узбеков, китайцев), у африканских негров и американских индейцев и в наши дни танец нередко сопровождается только одними ударными инструментами (бубном, барабанами). Существенную сторону танцевальной музыки составляет ее мелодический рисунок – песенный или инструментальный. У одних народов он богаче, красочнее, у других – более лаконичный, сдержанный.
Музыка в танце отражает смысл танца, передает идею, сюжет, создает нужное настроение. Танец – это не музыка и не движения. Это движение под музыку.
Каждый тип танцевальной музыки отвечает характеру народа, его жизни, истории, национальному духу. Вот как говорил об этом Н.В. Гоголь: «Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».
Музыкальные образы движения, изменения и развития.
Пьеса «Игры в лошадки» П.И.Чайковского - небольшая озорная пьеса, передает цоканье копыт благодаря равномерному ритмичному задорному стаккато и трехдольному размеру. Музыкальная картинка изображает мальчика, который бойко раскачивает свою лошадку-качалку, воображая себя лихим всадником.
Произведение Н.А. Римского-Корсакова "Полёт шмеля" исполняется в очень быстром темпе, искусно изображает жужжание мохнатого насекомого, использовав такие средства музыкальной выразительности, как стремительное движение шестнадцатых длительностей по полутонам.
Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка - искусство, разворачивающееся во времени, и темп — это скорость движения музыки. Музыкальная ткань (произведение) состоит из последовательно чередующихся звуков разной высоты и долготы. Временным микроэлементом в этом звуковом полотне является длительность.
Особенность музыки состоит в том, что она постоянно находится в движении, никогда не останавливаясь. Даже пауза в музыке - это перерыв в звучании, но не остановка движения. Завершение движения означает завершение формы. Так как музыкальное произведение представляет собой часть отграниченного во времени-пространстве бытия музыки, то оно неизбежно завершается. Отзвучав в реальности, музыка продолжает жить в сознании слушателей, в воспоминаниях исполнителя. В этом отношении прозвучавшее еди-ножды произведение становится, скорее, началом своего бытия в других формах.
Время задается в музыке не количеством часов и минут его звучания, не темпом, а интенсивностью протекания в ней интонационных процессов. Время в музыке определяется скоростью разворачивающихся в ней процессов, активностью её событийности.
Представления о времени традиционно связываются с категориями прошлого, настоящего и будущего. Во власти музыки замедлить, оттянуть время, дать возможность насладиться его прелестью. Музыка может «остановить мгновение», дающего возможность радостно переживать его полноту. Но музыка также способна подчеркнуть стремительность пролетающего времени.
Танец – вид искусства, в котором мысли и чувства передаются с помощью пластических движений тела под музыку. Потребность выразить свои эмоции сделала танец спутником жизни человека. Танцы существуют с незапамятных времен. На ранних этапах танцы носили ритуальные функции. У многих народов обрядовые танцы существуют до сих пор. Они часто связаны с играми, действами. Позже танцы приобрели развлекательное значение, как форма проведения досуга. Кроме народных танцев возникли придворные, салонные и бальные танцы.
Танцы сопровождались музыкой: вокальной, вокально-инструментальной и чисто инструментальной. Важной особенностью танцевальной музыки является ее ясная ритмическая определенность, повторность какой-либо характерной ритмической формулы. Благодаря этому легко узнать танцевальную и нетанцевальную музыку, легко отличить один танец от другого. Так, не спутать вальс с полькой или лезгинку с полонезом. Роль ритма в танцевальной музыке настолько велика, что у многих восточных народов (узбеков, китайцев), у африканских негров и американских индейцев и в наши дни танец нередко сопровождается только одними ударными инструментами (бубном, барабанами). Существенную сторону танцевальной музыки составляет ее мелодический рисунок – песенный или инструментальный. У одних народов он богаче, красочнее, у других – более лаконичный, сдержанный.
Музыка в танце отражает смысл танца, передает идею, сюжет, создает нужное настроение. Танец – это не музыка и не движения. Это движение под музыку.
Каждый тип танцевальной музыки отвечает характеру народа, его жизни, истории, национальному духу. Вот как говорил об этом Н.В. Гоголь: «Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».
Музыкальные образы движения, изменения и развития.
Пьеса «Игры в лошадки» П.И.Чайковского - небольшая озорная пьеса, передает цоканье копыт благодаря равномерному ритмичному задорному стаккато и трехдольному размеру. Музыкальная картинка изображает мальчика, который бойко раскачивает свою лошадку-качалку, воображая себя лихим всадником.
Произведение Н.А. Римского-Корсакова "Полёт шмеля" исполняется в очень быстром темпе, искусно изображает жужжание мохнатого насекомого, использовав такие средства музыкальной выразительности, как стремительное движение шестнадцатых длительностей по полутонам.