5 класс. 2 четверть. Тема "Русская классическая музыка" (8 часов)
13 урок. Тема "Жанровое многообразие музыки. Русская исполнительская школа"
Содержание урока. Тематические линии урока

Каждая эпоха задает музыкантам и слушателям некий набор сценических площадок со своими правилами игры. Эти площадки со временем могут исчезать,  появляются новые группы слушателей с новыми интересами — возникают новые сценические площадки, возникают новые жанры, например, 
- эпоха средневековья, до конца 11 века - церковь (складываются жанры церковной музыки). 
- позднее средневековье, эпоха крестовых походов (феодальный замок,  двор аристократа, придворный праздник, возникает жанр светской песни).
- 17 век - фейерверк новых музыкальных жанров (опера, оратория или кантата, в инструментальной музыке — инструментальный концерт)
- 18 век - симфония, камерная музыка). Сценические площадки: оперный театр, концертный зал,  салон аристократического дома.
В наше время - джаз, рок, поп, электронная и цифровая музыка.

В широком смысле жанр подразделяется на виды: оперный, камерный, симфонический.
Инструментальные жанры (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония).
Вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).
Циклические формы: сюиты, инструментальные концерты, сонаты, симфонии. 

Исполнитель музыкальных произведений воспроизводит, интерпретирует музыкальное произведение, который должен воплотить стиль эпохи создания произведения, изучить существующие трактовки этого произведения, конечно обладать талантом и любовью к музыке.

Гениальные исполнители русской музыки:
  • Святослав Рихтер был не только выдающимся пианистом прошлого века, но и культурным деятелем, принимал активное участие в общественной жизни, основал фестиваль «Декабрьские вечера». Искусство Рихтера — искусство могучих, исполинских страстей. У него был свой, индивидуальный подход к музыке, он чувствовал время и стиль, а техника исполнения была доведена до абсолютного совершенства.
  • Леонид Коган был одним из самых ярких представителей скрипичной школы. Талант сильный, драматический, бурной динамикой, патетической приподнятостью, подчеркнутой конфликтностью, смелыми контрастами игра Когана - удивительно созвучна нашей эпохе. Это художник остро современный, чутко отражающий переживания и тревоги окружающего мира. 
  • Мстислав Ростропович – известный виолончелист, пианист, композитор, дирижер, педагог, общественный деятель. Его называли «русским гением», «славой Америки», английская королева Елизавета посвятила Ростроповича в рыцари. Безупречное техническое мастерство, красота звука, артистизм, стилистическая культура, драматургическая выверенность, заражающая эмоциональность, вдохновенность – нет таких слов, чтобы в полной мере оценить индивидуальную и яркую исполнительскую натуру музыканта. «Все, что я играю, я люблю до обморока», – говорит он.
  • Евгений Мравинский - выдающийся дирижер, на протяжении полувека возглавлявшего Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. «Один из крупнейших интерпретаторов современной музыки» открыл дорогу в свет многим талантливым именам. Он вывел на мировую сцену творчество Прокофьева. Его прочтение произведений Бетховена, Брамса, Онеггера завораживали своей утонченностью и оказывались в центре внимания искусствоведов благодаря использованию новых музыкальных приемов. В историю классической музыки Евгений Мравинский вошел как самый разносторонний дирижер прошлого века, чьими работами до сих пор восхищаются в филармониях по всему свету.
  • Валерий Гергиев – знаменитый российский дирижер с мировым именем, художественный руководитель и директор театра оперы и балета в Санкт-Петербурге. Оркестр под управлением Валерия Гергиева исполнял произведения Баха, Прокофьева, Щедрина, как символ того, что никакие варвары, террористы, экстремисты, убийцы всех мастей не могут навсегда уничтожить красоту.
   Концерты Гергиева вместе с симфоническим оркестром проводились в горячих точках, для жителей Цхинвала, Беслана. Все мы помним вызывавший волнение и дрожь концерт в Пальмире.  В разрушенной террористами Пальмире звучала великая музыка - классика, пережившая время, как и древний город, который, несмотря на варварские действия людей без исторической памяти и совести, живет и будет жить, неся свою красоту через века. "Концерт в истерзанной Пальмире – это призыв к миру и согласию, это обращение ко всем народам объединить усилия в борьбе со злом, с терроризмом", - сказал Валерий Гергиев.
Слушание музыкальных произведений разных жанров.
Анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа. 
Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии; освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования.

На выбор или факультативно/
Создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений.
Дискуссия на тему «Исполнитель — соавтор композитора».
Исследовательские проекты, посвящённые  известным отечественным исполнителям классической музыки.
Виды   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
С. Рихтер
финал первого концерта Чайковского
Чайковский. Вальс - скерцо op. 23
Леонид Коган
П.Чайковский. Andante Cantabile
Мстислав Ростропович
Prokofiev "Romeo and Juliet Suite"
 Дирижер Евгений Мравинский
Валерий Гергиев выступает с симфоническим оркестром в Пальмире 5 мая 2016 года
Морис Равель "Болеро" (Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра)
Музыкальный   материал   для   исполнения
Виктор Чупретов исп.Ярослава Дегтярёва
"Моя Россия, моя душа"
Г.Струве, Н. Соловьёва 
«Моя Россия» исп.Алла Сайгак 
Песня о войне
"Закаты алые" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.