1 класс. Урок 26. Тема "Театр оперы и балета"
Содержание урока. Тематические линии урока

Театр оперы и балета - это здание музыкальный театр, в котором проходят представления оперы и балета. Здание театра включает сцену, оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо в виде лож. Служут в тестре: солисты театра, хор, балетная труппа, оркестр, статисты, художественные руководители (директор, дирижёры, режиссёры, драматурги, помощники режиссёра) и другие сотрудники.

П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - самое волшебное и новогоднее произведение, известное по всему миру. П.И. Чайковский постарался, чтобы музыка очень тонко передавала всё содержание сказки, происходящее на сцене.
В дивертисменте балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского музыка имеет характерный национальный характер. Чайковский не стремился создать традиционный балетный дивертисмент — сюиту национальных танцев, а хотел подчеркнуть образ ожившей ёлочной игрушки — маски, где лишь костюм напоминает о национальном колорите. Композитор придал яркие музыкальные характеристики национальным танцам, которые исполняются в этом дивертисменте. Дивертисмент II акта, который заключает в себе череду танцев на балу в сказочной стране. Это  яркий испанский танец — Шоколад, волнующий восточный — Кофе, характерный китайский — Чай, а также необычайно яркий и живой — Трепак. Далее идет изящный танец пастушков, Матушка Жигонь и жемчужина Дивертисмента — Вальс цветов с его завораживающей мелодией. Танец Феи Драже привлекает своей изысканностью, а настоящей лирической и драматической кульминацией смело можно назвать адажио.
Испанский танец. Характер: блестящий, темпераментный. Тему исполняет медный духовой инструмент труба, её звук напоминает фанфары, возвещающие о начале торжества. Музыка обобщённого характера, лишённая ярко выраженной конкретной национальной окраски.
Арабский танец. Характер: неторопливый, с медлительной мелодией и однообразным аккомпанементом, напоминающим арабские пустыни. Скрипки исполняют мелодию на фоне сопровождения, в конце музыкальных фраз тихо слышен бубен, который часто применяют во время исполнения восточного танца. Пьеса целиком выдержана в одном характере: здесь нет контрастных тем, смены различных танцевальных эпизодов.
Китайский танец. Характер: живой, весёлый и даже комичный. Пронзительно звонкую мелодию исполняет флейта-пикколо, изображая забавно прыгающих кукол. Комическая игрушечность передана необычным сопоставлением контрастных тембров и регистров: свистящая мелодия флейты-пикколо сочетается с отрывистыми звуками низких фаготов, колкое пиццикато струнных завершает мелодию танца.

Игорь Стравинский «Жар-птица»  — одноактный балет, написанный по заказу Сергея Дягилева для его антрепризы «Русские балеты». Балет написан по мотивам русских народных сказок о волшебной Жар-птице, которая является одновременно и благословением, и проклятием для человека, завладевшего ей. Действие разворачивается в замке злого бессмертного Кощея и следует за царевичем Иваном, который сражается с Кощеем с помощью волшебной Жар-птицы.
«Поганый пляс Кощеева царства» - зловещая музыка рисует Кощеево царство, которое просыпается, и страшилища набрасываются на Ивана-царевича, а затем появляется сам Кощей. Музыка насыщена острым пульсирующим ритмом, как будто наполнена дикой стихийной силой. В последний момент Иван-царевич вытаскивает перо Жар-птицы из-за пазухи, и птица прилетает на помощь. Яркий свет ослепляет Кощеевых слуг, и они пускаются в поганый пляс. В вихре танца кружатся Кощей, кикиморы и прочая нечисть. В конце концов обессиленные все падают на землю.
«Финал» - светлый, ликующий номер, в котором снова звучит народная песня «Не сосна у ворот раскачалася». Нежно запевает солирующая валторна, поддержанная тремоло струнных, её сменяют деревянные духовые и скрипки. Звучность быстро разрастается до фортиссимо.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами;
- просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с комментариями учителя;
- определение особенностей балетного и оперного спектакля;
- разучивание и исполнение доступного фрагмента, обработки песни (хора из оперы);
- «игра в дирижёра» - двигательная импровизация во время слушания оркестрового фрагмента музыкального спектакля;
- вариативно: посещение спектакля или экскурсия в местный музыкальный театр;
- виртуальная экскурсия по Большому театру;
- рисование по мотивам музыкального спектакля, создание афиши
Виды  и формы  деятельности  обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
П.И. Чайковский
Балет "Щелкунчик"
П.И. Чайковский. Балет "Щелкунчик" 
"Испанский танец Шоколад"
П.И. Чайковский. Балет "Щелкунчик"
"Арабский танец. Кофе"
П.И. Чайковский. Балет "Щелкунчик"
"Китайский танец Чай"
П.И. Чайковский. Балет "Щелкунчик" 
Русский танец Трепак (Карамельная трость)
П.И. Чайковский. Балет "Щелкунчик"
"Танец пастушков (Датский марципан)"
И. Стравинский.  Балет "Жар-Птица"
"Поганый пляс Кощеева царства"
И. Стравинский. Балет "Жар-Птица"
"Пляс Жар-птицы"
Стравинский.
Балет «Жар-птица»
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. Г. Гладкова. сл.Ю. Энтина
«Ничего на свете лучше нету»
Муз. Г. Гладкова. сл.Ю. Энтина
«Ничего на свете лучше нету» (караоке)
Русская народная строевая песня
«Солдатушки, бравы ребятушки» (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.