Содержание урока. Тематические линии урока
Театр оперы и балета - это здание музыкальный театр, в котором проходят представления оперы и балета. Здание театра включает сцену, оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо в виде лож. Служут в тестре: солисты театра, хор, балетная труппа, оркестр, статисты, художественные руководители (директор, дирижёры, режиссёры, драматурги, помощники режиссёра) и другие сотрудники.
П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - самое волшебное и новогоднее произведение, известное по всему миру. П.И. Чайковский постарался, чтобы музыка очень тонко передавала всё содержание сказки, происходящее на сцене.
В дивертисменте балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского музыка имеет характерный национальный характер. Чайковский не стремился создать традиционный балетный дивертисмент — сюиту национальных танцев, а хотел подчеркнуть образ ожившей ёлочной игрушки — маски, где лишь костюм напоминает о национальном колорите. Композитор придал яркие музыкальные характеристики национальным танцам, которые исполняются в этом дивертисменте. Дивертисмент II акта, который заключает в себе череду танцев на балу в сказочной стране. Это яркий испанский танец — Шоколад, волнующий восточный — Кофе, характерный китайский — Чай, а также необычайно яркий и живой — Трепак. Далее идет изящный танец пастушков, Матушка Жигонь и жемчужина Дивертисмента — Вальс цветов с его завораживающей мелодией. Танец Феи Драже привлекает своей изысканностью, а настоящей лирической и драматической кульминацией смело можно назвать адажио.
Испанский танец. Характер: блестящий, темпераментный. Тему исполняет медный духовой инструмент труба, её звук напоминает фанфары, возвещающие о начале торжества. Музыка обобщённого характера, лишённая ярко выраженной конкретной национальной окраски.
Арабский танец. Характер: неторопливый, с медлительной мелодией и однообразным аккомпанементом, напоминающим арабские пустыни. Скрипки исполняют мелодию на фоне сопровождения, в конце музыкальных фраз тихо слышен бубен, который часто применяют во время исполнения восточного танца. Пьеса целиком выдержана в одном характере: здесь нет контрастных тем, смены различных танцевальных эпизодов.
Китайский танец. Характер: живой, весёлый и даже комичный. Пронзительно звонкую мелодию исполняет флейта-пикколо, изображая забавно прыгающих кукол. Комическая игрушечность передана необычным сопоставлением контрастных тембров и регистров: свистящая мелодия флейты-пикколо сочетается с отрывистыми звуками низких фаготов, колкое пиццикато струнных завершает мелодию танца.
Игорь Стравинский «Жар-птица» — одноактный балет, написанный по заказу Сергея Дягилева для его антрепризы «Русские балеты». Балет написан по мотивам русских народных сказок о волшебной Жар-птице, которая является одновременно и благословением, и проклятием для человека, завладевшего ей. Действие разворачивается в замке злого бессмертного Кощея и следует за царевичем Иваном, который сражается с Кощеем с помощью волшебной Жар-птицы.
«Поганый пляс Кощеева царства» - зловещая музыка рисует Кощеево царство, которое просыпается, и страшилища набрасываются на Ивана-царевича, а затем появляется сам Кощей. Музыка насыщена острым пульсирующим ритмом, как будто наполнена дикой стихийной силой. В последний момент Иван-царевич вытаскивает перо Жар-птицы из-за пазухи, и птица прилетает на помощь. Яркий свет ослепляет Кощеевых слуг, и они пускаются в поганый пляс. В вихре танца кружатся Кощей, кикиморы и прочая нечисть. В конце концов обессиленные все падают на землю.
«Финал» - светлый, ликующий номер, в котором снова звучит народная песня «Не сосна у ворот раскачалася». Нежно запевает солирующая валторна, поддержанная тремоло струнных, её сменяют деревянные духовые и скрипки. Звучность быстро разрастается до фортиссимо.