Содержание урока. Тематические линии урока
Опера — это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении оркестра. В опере объединены различные виды искусства: музыка, драматическое действие, изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим) и танцы.
Главные герои в опере «Иван Сусанин» — семейство Ивана Сусанина: его дочь Антонида, жених — Богдан Собинин, приёмный сын Ваня.
Оперный спектакль состоит из опрежеденных номеров:
Увертюра. Оркестровое вступление, которое создаёт общее настроение оперы.
Ария. Сольный музыкальный номер, в котором раскрывается образ героя, его музыкальный портрет.
Ансамбль. Вокальный номер, в котором участвуют несколько певцов (дуэт, трио, квартет и т. д.).
Речитатив. Род вокальной музыки, ритмически и интонационно близкий к напевной декламации.
Монолог. Размышление с высказыванием мыслей вслух.
Романс. Лирический вокальный номер.
Опера строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены и номера. Оперный спектакль может начинаться с пролога, а заканчиваться эпилогом.
В опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» (первое действие) звучит обширная хоровая интродукция. В ней два хора: мужской и женский:
Мужской хор передаёт «силу и беззаветную неустрашимость русского народа». Мелодия этого хора с мужественными интонациями близка русским народным песням — старинным молодецким или солдатским.
Мелодия женского хора появляется сначала в оркестре, и лишь потом звучит в исполнении голосов. Оживлённая и светлая, она близка весенним хороводным песням. Широкий и в то же время подвижный напев женского хора сменяется далее плясовым шагом с притоптыванием.
Заключительная часть интродукции — большая хоровая фуга, в которой интонации мужского и женского хоров сливаются воедино, завершая развитие могучей кульминацией.
В интродукции показаны разные стороны облика народа: его воля и сердечность, его мужественная стойкость и любовное восприятие родной природы. Особую роль в первом разделе интродукции приобретает минорный вариант основной темы — упоминание о павших воинах, первый намёк на трагический исход судьбы героя.