Содержание урока. Тематические линии урока
Волшебное царство народного творчества необъятно. Роль фольклора в жизни народа значительно шире, чем роль литературы, музыки и других видов искусства в жизни человека. Современная наука трактует термин фольклор в нескольких значениях. В узком смысле – это устное словесное и музыкальное народное творчество, в широком – вся совокупность явлений культуры, порождённых творчеством коллектива или индивидов в рамках коллективного сознания. В этом понимании фольклор включает не только словесные жанры, но и я зык, верования, обряды и ремёсла.
Фольклор (англ. folk-lore – «народная мудрость») - народная культура. Многочисленные разновидности русского фольклора – былины, сказки, пословицы, календарные припевки, загадки – всё это возникало, повторялось, переходя из уст в уста, из поколения в поколение. Зачастую исполнители вносили в полюбившийся текст, что-то своё, слегка трансформируя отдельные образы, подробности и выражения, незаметно оттачивая и совершенствуя песню или сказку, созданную до них.
Детский фольклор – это яркий и радостный мир, наполненный жизненной силой и красотой. Это направление традиционно представлено колыбельными песнями и сказками, потешками и прибаутками. Несмотря на кажущуюся несерьёзность считалки, дразнилки, скороговорки – не просто забава. Словесные игры помогают овладеть родным языком, учат формулировать и излагать свои мысли, расширяют словарный запас. Русские народные сказки рассказывают о культуре, традициях и семейных ценностях. Выделяют волшебные сказки, новеллистические и о животных.
Фольклор – это творчество народа. В нём заключено мировоззрение тысяч людей. Их жизненный уклад, любовь к Родине и своему дому, чувства и переживания, мечты и чаяния – всё это веками передается из уст в уста и даёт нам связь с нашими предками.
Русские народные песни: трудовые, солдатские, хороводные и др.
Детский фольклор: игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки.
Детский фольклор включает произведения, обращенные к детям (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, сказки с песнями) и собственно детский фольклор (считалки, дразнилки, скороговорки).
Музыкально-ритмический и мелодический склад этих песен предельно прост: напев рифмованного стиха образован рядом схожих попевок в узком объёме. Колыбельные песни обнаруживают стилистическое сходство с обрядовыми жанрами музыкального фольклора, в первую очередь с плачами.
Детские потешки или пестушки часто распеваются на напевы плясовых песен и наигрышей.
Песни, связанные с движением - хороводные (карагод, танки, хоро, коло), которым приписывались магические функции, («хороводы водили, чтобы лён долгий родился, чтобы жито росло»).
Большое место в традиционном быту занимают плясовые песни пляска в две, три, четыре ноги и так называемый пересек, образующийся путём одновременного сочетания разных ритмических рисунков, выбиваемых ногами, плясовые песни, сопровождающие кадрили, ланцы, польки, краковяки и др., то есть танцы, заимствованные из Европы, но обогащенные традиционной плясовой «лексикой».
Жанр народного музыкального творчества — русская частушка, основанная на творческом состязании исполнителей, которые часто импровизировали тексты на злобу дня.
Содержание урока. Тематические линии урока
Волшебное царство народного творчества необъятно. Роль фольклора в жизни народа значительно шире, чем роль литературы, музыки и других видов искусства в жизни человека. Современная наука трактует термин фольклор в нескольких значениях. В узком смысле – это устное словесное и музыкальное народное творчество, в широком – вся совокупность явлений культуры, порождённых творчеством коллектива или индивидов в рамках коллективного сознания. В этом понимании фольклор включает не только словесные жанры, но и я зык, верования, обряды и ремёсла.
Фольклор (англ. folk-lore – «народная мудрость») - народная культура. Многочисленные разновидности русского фольклора – былины, сказки, пословицы, календарные припевки, загадки – всё это возникало, повторялось, переходя из уст в уста, из поколения в поколение. Зачастую исполнители вносили в полюбившийся текст, что-то своё, слегка трансформируя отдельные образы, подробности и выражения, незаметно оттачивая и совершенствуя песню или сказку, созданную до них.
Детский фольклор – это яркий и радостный мир, наполненный жизненной силой и красотой. Это направление традиционно представлено колыбельными песнями и сказками, потешками и прибаутками. Несмотря на кажущуюся несерьёзность считалки, дразнилки, скороговорки – не просто забава. Словесные игры помогают овладеть родным языком, учат формулировать и излагать свои мысли, расширяют словарный запас. Русские народные сказки рассказывают о культуре, традициях и семейных ценностях. Выделяют волшебные сказки, новеллистические и о животных.
Фольклор – это творчество народа. В нём заключено мировоззрение тысяч людей. Их жизненный уклад, любовь к Родине и своему дому, чувства и переживания, мечты и чаяния – всё это веками передается из уст в уста и даёт нам связь с нашими предками.
Русские народные песни: трудовые, солдатские, хороводные и др.
Детский фольклор: игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки.
Детский фольклор включает произведения, обращенные к детям (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, сказки с песнями) и собственно детский фольклор (считалки, дразнилки, скороговорки).
Музыкально-ритмический и мелодический склад этих песен предельно прост: напев рифмованного стиха образован рядом схожих попевок в узком объёме. Колыбельные песни обнаруживают стилистическое сходство с обрядовыми жанрами музыкального фольклора, в первую очередь с плачами.
Детские потешки или пестушки часто распеваются на напевы плясовых песен и наигрышей.
Песни, связанные с движением - хороводные (карагод, танки, хоро, коло), которым приписывались магические функции, («хороводы водили, чтобы лён долгий родился, чтобы жито росло»).
Большое место в традиционном быту занимают плясовые песни пляска в две, три, четыре ноги и так называемый пересек, образующийся путём одновременного сочетания разных ритмических рисунков, выбиваемых ногами, плясовые песни, сопровождающие кадрили, ланцы, польки, краковяки и др., то есть танцы, заимствованные из Европы, но обогащенные традиционной плясовой «лексикой».
Жанр народного музыкального творчества — русская частушка, основанная на творческом состязании исполнителей, которые часто импровизировали тексты на злобу дня.