5 класс. Урок 14. Тема "Камерная музыка"
Содержание урока. Тематические линии урока

Камерная музыка (от латинского слова camera — «комната») — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов-инструменталистов и/или вокалистов. Предназначена для исполнения в небольших помещениях, таких как домашние концертные залы или салоны.
В камерной музыке малый состав исполнителей (как правило, от двух до десяти музыкантов, реже — больше); отсутствие дирижёра, указывающего темп и динамику — всё рождается внутри ансамбля; особая роль каждого участника: в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы музыкантов, играющих на одинаковых инструментах в унисон, в камерной музыке каждую партию исполняет только один музыкант.

 Камерные жанры — музыка, исполняемая маленьким составом исполнителей, предназначенная для небольшой аудитории:
  • Песня — объединяет литературный текст с простой запоминающейся мелодией. Бывает народной (устное творчество, фольклор) и авторской (создаётся конкретным композитором или поэтом).
  • Романс — музыкальное произведение для голоса с сопровождением (арфа, фортепиано, гитара). Отличается от песни большей детализацией мелодии и её связью со словами, выразительной ролью инструментального сопровождения.
  • Баллада — музыкальное произведение, написанное на легендарный или исторический сюжет. Несёт в себе повествовательное, эпическое и в то же время лирическое начало.
  • Серенада — музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь.
  • Вокализ - (французское vocalize, от латинского vocalis-гласный звук), специальное упражнение для голоса, исполняемое без слов, на гласный звук.Основное назначение вокализа – способствовать развитию певческой техники, подвижности и выразительности голоса. Однако встречаются вокализы, имеющие большое художественное значение.

Феликс Мендельсон «Песни без слов» — это серия коротких лирических фортепианных произведений, где каждая миниатюра воплощает единый образ.  Средоточием  в песне  – является мелодия, которая поручается верхнему голосу. Мендельсон стал создателем этого жанра. Эти пьесы напоминают дневниковые записи или наброски художника: здесь можно встретить и впечатления от увиденного, и мимолётные настроения, и глубокие чувства.  Некоторые пьесы композитор снабдил программными названиями – «Охотничья песня», «Похоронный марш», «Песня венецианского гондольера», «Песня за прялкой», но у большинства пьес заглавия отсутствуют, присутствует жанровая основа (баркарола, колыбельная, похоронный марш), звукоизобразительные моменты (жужжание прялки, интонации охотничьего рога). 

«Романс» из сюиты Георгия Васильевича Свиридова «Метель», созданной по мотивам одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина. Сюита Георгия Свиридова «Метель» была создана композитором в 1974 году на основе музыки к одноимённому фильму, а сама музыка служит оркестровыми иллюстрациями к повести Александра Пушкина «Метель». Четвертая часть сюиты «Романс» — лирическая кульминация сюиты, кульминация всего цикла, гимн любви. Выразительная, гибкая мелодия, переходя от инструмента к инструменту, передаёт развитие и накал чувств, вызывая отклик в сердце каждого слушателя. Светлая грусть слышится в проникновенном звучании скрипки и виолончели на фоне фортепианного аккомпанемента. Позже присоединяются деревянные духовые инструменты, а потом и весь оркестр. Словно гимн любви, звучит финальное проведение темы у солирующей трубы.

Романсы М.И. Глинки очаровывают своей красотой и совершенством, и ярчайшим примером тому служит баркарола «Венецианская ночь», сочинённая композитором во время путешествия по Италии. В этой миниатюре композитор отразил всё своё восхищение от прекрасных поэтичных картин итальянских лунных ночей с их тёплым дыханием, а также поделился своим трепетным чувством радости от наслаждения жизнью. Баркарола – «лодка, качающаяся на волнах», а песни пели лодочники (гондольеры) в Венеции, где множество каналов служат улицами, а длинные лодки, гондолы, являются популярным видом транспорта. Эти песни легко узнаются по характерному покачиванию, выраженному в размере и характере аккомпанемента. В «Песне венецианского гондольера» Феликса Мендельсона мы отчётливо слышим мелодию, имитирующую песню, и мерное покачивание в аккомпанементе.

Баркарола, как вокальный жанр, получила широкое распространение в творчестве композиторов XIX века. Например, мировую известность приобрели произведения «Венецианская ночь» Михаила Ивановича Глинки и «Баркарола» Франца Шуберта. Самой выдающейся инструментальной баркаролой считается пьеса «Июнь. Баркарола» Петра Ильича Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа;
- определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной наглядной схемы;
- разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров;

вариативно:

- импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ пение без слов, вальс - трехдольный метр);
- индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме;
- выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд
Виды   и  формы   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Феликс Мендельсон
"Песня без слов" Nr. 01
Сергей Рахманинов
"Вокализ"
Сергей Рахманинов
"Вокализ"
Г.Свиридов "Пастораль" из музыкальных иллюстраций к повести "Метель" А.Пушкина
Георгий Свиридов
"Романс" из сюиты "Метель"
Ф. Мендельсон
«Песня венецианского гондольера»
М Глинка
"Венецианская ночь"
Ф. Шуберт
"Баркарола
Июнь. "Баркарола". Чайковский.
Из фортепианного цикла "Времена года"
Музыкальный   материал   для   исполнения
С.Никитин, С Крылов
"Песня о маленьком трубаче"
Песня о войне
"Закаты алые" (караоке)
Муз.Б.Савельев, сл. А. Хайт
«Неприятность эту мы переживём»
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.