Содержание урока. Тематические линии урока
Русский балет — искусство, которое объединило традиции европейского балета и уникальные черты российской культуры.
Известные деятели русского балета:
Мариус Петипа — создал систему академического балета, превратил балетный спектакль в целостное художественное произведение, где музыка, хореография и драматургия существуют в неразрывном единстве.
Александр Горский — русский балетмейстер и педагог, реформатор балета: стремился преодолеть условности академического балета, заменял пантомиму танцем, добивался исторической достоверности оформления спектакля.
Балеты в творчестве Родиона Щедрина имеют важное значение, они отражают черты, свойственные современному театру черты, и интерпретируют известные сюжеты, где сочетаниет традиций русской классической музыки с новаторскими приёмами.
Балет «Конёк-Горбунок» по одноимённой сказке П. П. Ершова (1960), ассоциируется с русским скоморошьим действом. В музыке Щедрина царит светлое, радостное настроение, нарушаемое лишь эпизодами сказочной таинственности и задушевной лиричности. Музыка пронизана русскими народными темами: лирическими протяжными, плясовыми, хороводными и величальными песнями. Обилие лейтмотивов, которые неоднократно видоизменяются, помогает композитору преодолевать сюитность построения.
Одноактный балет «Кармен-сюита» имеет в основе оперы Жоржа Бизе «Кармен» (1967). Щедрин оркестровал музыкальный материал, перекомпоновал и заново аранжировал для оркестра из струнных и ударных без духовых. В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Щедрин ввёл в музыку значительное количество ритмических и темповых изменений, что позволило создавать уникальные, динамичные и эмоционально насыщенные танцевальные сцены. Балету свойственнен особый драматизм, страстность и эмоциональное напряжение.
Балет «Анна Каренина» в трёх действиях на музыку Щедрина по мотивам одноимённого романа Л. Н. Толстого. Музыка отражает душевные терзания Анны, её борьбу между любовью и моральными обязанностями, а также разрушение её жизни. Щедрин сочетает элементы русской народной музыки с современными музыкальными приёмами, что придаёт балету особую атмосферу и динамичность. Премьера состоялась 10 июня 1972 года в Большом театре в постановке Майи Плисецкой, которая также исполнила главную роль Анны Карениной.
Одноактный балет «Дама с собачкой» создан по мотивам одноимённого рассказа Антона Чехова. Либретто Родиона Щедрина и Валерия Левенталя. В основе либретто — взаимоотношения между несколькими дуэтами чеховских персонажей, встреча на берегу моря спасает их от погрязания в быте.
Балет «Чайка». Музыка передаёт внутреннее состояние героев, не буквальную передачу сюжетных перепетий, монологов и диалогов. Партитура написана в форме двадцати четырёх прелюдий, трёх интерлюдий и одной заключительной постлюдии. Отчётливо звучат сквозные, лейтмотивные темы — «Чайки», «любви», «колдовского озера», «дачной жизни», «осенних вечеров». Главное внимание Щедрин переносит на раскрытие внутреннего состояния героев, например, в финальной сцене встречи Треплева с Ниной музыка здесь не сопровождение действия, но как бы непроизвольно вырывающийся монолог героя.
«Озорные частушки» Родиона Щедрина — балет-игра, в основе которого — синтез традиций фольклора, джаза и академической оркестровой музыки. Танцевальность, быстрый темп, использование танцевальных ритмоформул с использованием частушек разных региональных традиций, например, пинежская частушка «Куда ветерок не дует», рязанская плясовая «Я елецкого пляшу», уральская частушка «Дорога моя подруга» и другие, придают особую комичность музыке. Щедрин использует множество музыкальных приёмов, например, подражание звучанию неумелого деревенского ансамбля, играющего вразнобой, а также по замыслу автора, оркестранты имитируют народный или джазовый состав. Основная идея — перенести балет на современную улицу, где персонажи тонко чувствуют природу русского характера и менталитета, уличных ритмов.