Содержание урока. Тематические линии урока
Жанры произведений на сюжет "Ромео и Джульетта" В.Шекспира:
- опера Шарля Гуно;
- мюзикл «Вестсайдская история» Л. Бернстайна;
- мюзикл Ж.Пресгурвик;
На сюжет шекспировской трагедии написан ряд опер: «Ромео и Джульетта» Г. Бенды, Д. Штейбельта, П. Гульельми, Н. Ваккаи, Ф. Маркетти, А. Меркадаля, Г. Зутермайстера, Капулетти и Моитекки В. Беллини, «Джульетта и Ромео» Р. Дзандонаи, Н. Дзингарелли (Цингарелли), «Всё ради любви, или Ромео и Джульетта» Н. Далейрака и др.
«Ромео и Джульетта» (фр. Roméo et Juliette) — опера в пяти действиях с хоровым прологом, написанная в 1867 году французским композитором Шарлем Гуно на либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре. Трагедия У. Шекспира о любви, вспыхнувшей ярким пламенем в тёмном мареве клановой вражды, во все времена притягивала к себе внимание людей, посвятивших жизнь искусству — композиторов, критиков, режиссеров и сценаристов, театральных постановщиков. Опера «Ромео и Джульетта» явилась одним из самых успешных произведений французского композитора.
Музыка Гуно полна лирического обаяния, искренне и правдиво выражает чувства героев. Все действие сосредоточено на любви, а то, что противостоит ей, сведено до минимума. Финал, в соответствии с давней традицией, мелодраматизирован. У Шекспира Ромео умирает до пробуждения Джульетты, у Гуно смерть Ромео наступает после того, как Джульетта просыпается.
«Ромео и Джульетта» — яркий образец французской лирической оперы. Главные ее эпизоды — четыре дуэта влюбленных и две их небольшие арии с напевными мелодиями, выразительными и запоминающимися.
В I акте популярный вальс Джульетты «В снах неясных» с эффектными блестящими пассажами рисует образ юной беззаботной девушки. Дуэт первой встречи Ромео и Джульетты «Ангел небесный, ручки прелестной коснуться бы я хотел» (авторское название — мадригал на два голоса) отличается сдержанным, изящным, несколько церемонным характером.
II акт содержит каватину Ромео «Солнце, скорей взойди», согретую искренним и страстным чувством. Близок ей по складу и дуэт признаний на балконе «О, ночь блаженства!», состоящий из ряда разных по темпу и ритмическому рисунку, но одинаково светлых по настроению эпизодов.
В открывающем IV акт дуэте новобрачных «Ночь Гименея! О ночь святой любви!» эпизоды, полные восторга, упоения любовью, сменяются тревожными, взволнованными. V акт целиком занимает предсмертный дуэт «Привет тебе, гроб мрачный и немой». Наиболее развернутый из всех, он включает как речитативные, так и напевные разделы, в которых звучат темы предыдущего дуэта; важную роль играет оркестр.
Леонард Бернстайн — автор американского мюзикла «Вестсайдская история» (англ. West Side Story) — адаптации классической пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Действие разворачивается в Нью-Йорке середины 1950-х годов на фоне противостояния двух уличных банд — «Ракет» (потомков белых эмигрантов) и «Акул» (пуэрториканцев). Главный герой, бывший член «Ракет» Тони, влюбляется в Марию, сестру Бернардо, лидера «Акул».
Освещены тяжёлые социальные проблемы того времени, а также показаны элементы повседневной жизни враждующих группировок: драки, полицейские облавы, молодёжные вечеринки. В результате уличной перепалки Тони погибает, а Мария горько оплакивает свою утраченную любовь. Бернстайн создал музыкальные композиции на основе классической музыки, дополненной латиноамериканскими ритмами и нотками джаза. Всего мюзикл включает 11 музыкальных номеров: «Something’s Coming», «Maria», «America», «Somewhere», «Tonight», «Jet Song», «I Feel Pretty», «A Boy Like That», «One Hand, One Heart», «Gee, Officer Krupke» и «Cool».
Главные герои мюзикла — американские Ромео и Джульетта. Только вместо веронских семей Монтекки и Капулетти они принадлежат враждующим молодежным группировкам. Тони — бывший член банды европейских эмигрантов «Ракеты», а Мария — сестра Бернардо, лидера пуэрториканских «Акул». Все происходит как в классическом шекспировском сюжете: вопреки осуждению общества молодые люди влюбляются друг в друга, пытаются построить отношения и заканчивают так же печально, как их прообразы.
Постановка поднимает вечные вопросы любви, ненависти, дружбы, предательства, а также борьбы за место под солнцем. Классическая история не меняется, но становится гораздо эффектнее благодаря зажигательным танцам, песням и музыке.
Этот мюзикл сначала покорил Бродвей, а потом и весь мир, получил несколько престижных театральных наград, а затем и экранизацию, ставшую оскароносной.
«Ромео и Джульетта» — французский мюзикл по мотивам трагедии Уильяма Шекспира, автор идеи, музыки и либретто — Жерар Пресгурвик. Премьера спектакля состоялась 19 января 2001 года во Дворце Конгрессов в Париже. Пресгурвик отказался от шекспировского текста и пересказал историю своими словами, сохранив основные сюжетные коллизии оригинала. Он оставил за рамками своего либретто некоторых второстепенных героев и ввёл двух аллегорических персонажей — Смерть и Поэта. Некоторые песни из «Ромео и Джульетты» стали популярны ещё до премьеры самого спектакля, поскольку были выпущены как синглы заранее. Например, трио Ромео, Меркуцио и Бенволио «Les rois du monde» — «Короли мира».
Многим полюбилось трио Ромео, Меркуцио и Бенволио «Les rois du monde» – «Короли мира». Эта песня звучит одной из первых, и сразу задает динамику спектаклю. Энергичная, утверждающая молодые и революционные принципы жизни композиция как будто была создана, чтобы стать хитом.
Другой песней, покорившей сердца зрителей, стал трогательный дуэт Ромео и Джульетты «Aimer» – «Любить». Нежная мелодия в сочетании с душераздирающе точным текстом о том, что такое «любить» на самом деле, сопровождает сцену венчания главных героев.
Знаменитой стала и композиция «Avoir une fille» – исповедь отца о том, как быстро дочь выпорхнула из родительского дома и стала взрослой.