8 класс. Раздел I. Вечные темы музыкального искусства
6 урок "Искусство как отражение жизненных эмоций и страстей"
Содержание урока. Тематические линии урока

Один из важнейших аспектов искусства – это его способность отражать жизнь. Художники, писатели, музыканты – все они находят в искусстве уникальный способ передать свои мысли, эмоции, переживания, радость, грусть, страсть, возмущение, смирение и множество других эмоций, которые присутствуют в искусстве.
   Слушатели им зрители находят  в искусстве отражение собственных чувств и опыта, что помогает  лучше понять и осознать самого себя, погрузиться в изображаемый мир, видеть жизнь глазами художника, слышать ее звуки и ощущать эмоции, которые передает произведение искусства. 
   Искусство также является источником вдохновения. Оно подает примеры творчества, красоты и высоких идеалов, к которым должны  стремиться  в реальной жизни. Многие великие личности нашей истории находили в искусстве источник вдохновения и мотивации, что позволяло им создавать великие произведения и вносить значительный вклад в развитие общества. Однако, искусство не только влияет на нашу жизнь, но и меняет наши взгляды и мировоззрение. Оно показывает нам разнообразие мира, различные культуры и традиции, что позволяет нам взглянуть на вещи с другой стороны и расширить наши горизонты. Искусство помогает нам стать более открытыми и толерантными к различным идеям и мнениям, а также осознать красоту и уникальность каждого человека.
   Жизнь в искусстве – это путешествие, которое мы можем пройти, чтобы открыть новые грани своего воображения, научиться видеть красоту в окружающем нас мире и развить свое эстетическое восприятие. Искусство позволяет нам переживать, испытывать эмоции, задаваться вопросами, изучать и исследовать, и в конечном итоге - расти и развиваться как личность, ведь жизнь – это искусство, и искусство – это жизнь.

Л.Бетховен. "Лунная соната". Подзаголовок сонаты № 14 Бетховена «Соната в духе фантазии». Всю бурю человеческих эмоций, которая была в душе Бетховена в то время, композитор передает в своей сонате. Это скорбь, сомнения, ревность, обреченность, страсть, надежда, тоска, нежность и, конечно, любовь.
  Мелодия  возникает в «Лунной» сонате не сразу: так бывает в романсах и песнях, когда звучание инструмента предваряет вступление певца. Удивительно, но в ней собственно мелодической красоты (разнообразных поворотов, скачков на широкие интервалы или плавного поступенного движения) нет, она скованна, зажата в рамки узкого диапазона, с трудом прокладывает себе путь, вообще не поется и лишь иногда вздыхает чуть более свободно.  Шесть первых звуков мелодии дважды воспроизводят узнаваемую ритмическую формулу — это ритм траурного марша. Он был важнейшим музыкальным символом - один из вариантов мотива Креста — символа предсмертных страданий Иисуса, который представлен прежде гением Баха.
   
Развитие эмоций и настроения от душевной драмы, скорбной самопогруженности к бурной активности. Образ произведения "Тоска неразделённой любви". Письмо Бетховена «к бессмертной возлюбленной». 

Д.Верди. «Риголетто», по мотивам пьесы В. Гюго «Король забавляется». «Риголетто» — одно из наиболее известных произведений Верди. Действие оперы строится на резких драматических контрастах. В центре ее острая психологическая драма, многосторонне очерчивающая образ Риголетто — язвительного придворного шута, нежного, глубоко страдающего отца, грозного мстителя. Ему противостоит легкомысленный и развращенный герцог, обрисованный на фоне придворной жизни. Душевная чистота, беззаветная преданность олицетворены в образе юной Джильды. Эти контрастные характеры выпукло, с замечательным богатством психологических оттенков воплощены в музыке оперы. Сюжет музыкального произведения наполнен интригами, предательством, изменой и мистикой. Верди создал пьесу о человеческих пороках, порожденных социальным неравенством.

Ф. Шуберт «Зимний путь» - цикл, состоящий из 24 песен на слова немецкого поэта-романтика В. Мюллера. Композитор написал свой цикл незадолго до смерти, и не случайно настроение, преобладающее в этих песнях, несет на себе печать обреченности. Какое-либо развитие сюжета в цикле отсутствует, странствия героя не имеют ни начала, ни конца. Мрачные настроения утверждаются уже в первой части и господствуют до последней. Лишь изредка их озаряют светлые воспоминания, ложные надежды, и по контрасту жизнь становится еще мрачнее. Мрачна и окружающая героя природа: снег, покрывший всю землю, замерзший ручей, блуждающий огонек, заманивающий в глухие скалы, ворон, ожидающий смерти странника.
   Каждая песня, решенная как монолог влюбленного, открывает новые эмоциональные нюансы - «Любовная драма оказывается лишь предпосылкой бесцельных странствий героя, тщетной попытки его бежать от самого себя, от своих страданий».
Бедность лирического героя заставляет его отказаться от мысли жениться на любимой, ведь он не может дать ей уверенность в завтрашнем дне.
Побег от проблем, а не их решение погубило героя, превратив из веселого и бодрого человека в обреченного путника. 

Художественное произведение, литературное или музыкальное, всегда несет на себе отпечаток контекста его создания, даже если автор выражает всем своим существом протест против условий своего бытия.
Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором.
Разбор выразительных свойств прослушанных произведений для выражения образа, настроения, эмоциональных событий. 
Сравнение жанров произведений, средств, которые использовали композиторы для выражения неразделенной или трагической любви.
Спектр эмоций человеческой души, испытавшей тяжелое потрясение в Лунной сонате и ее известные интерпретации 

Раскрыть дилему: Музыка и эмоции.
Выразительное исполнение песен.
Музыкальный образ песни.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Людвиг ван Бетховен
"Лунная соната"
Дж. Верди
Опера "Риголетто" 
Ф.Шуберт
"Зимний путь"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. И. Шварца, сл. Б. Окуджавы
"Любовь и разлука"
Муз. И. Шварца, сл. Б. Окуджавы
"Любовь и разлука"
Юрий Визбор
"Наполним музыкой сердца"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.