Содержание урока. Тематические линии урока
Война и искусство – понятия, на первый взгляд, несовместимые. Война направлена на разрушение, а искусство – на созидание. Однако искусство чутко реагирует на все, что происходит в жизни. Все, даже самые страшные военные события, находят отражение на полотнах художников, в стихах поэтов, в симфониях композиторов, в материалах фотографов. Должно ли кончиться искусство там, где начинается война? Думается, нет. Война, наоборот, подталкивает развитие живописи, плакатного искусства, музыки, литературы, фотографии. Но во что война превращает искусство? В годы испытаний, в военные годы «Музы не молчали...». Музыка была необходима людям, она придавала им силы и уверенность в себе.
Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал B короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.
Дм.Шостакович. Седьмая симфония (Ленинградская) - это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему советскому народу. Одна из величайших партитур XX века. История её создания и первых исполнений, сила и масштаб воздействия этой музыки на современников поистине уникальны. Симфония, которую Анна Ахматова первой назвала «Ленинградская», стала для неприятеля приговором.
А. Шёнберг. Кантата «Уцеле́вший из Варша́вы» для чтеца, мужского хора и оркестра - отражает тему Холокоста, как свидетельство о буднях Варшавского гетто и преследованиях евреев во время Второй мировой войны. В кантате повествуется об эпизоде из жизни концлагеря. Подъём затемно, выкрики фельдфебеля, избиения, приказ пересчитаться перед казнью. И вдруг приговорённые к смерти все как один начинают петь древнюю еврейскую молитву Шма. Все эти люди, внезапно очутившись перед лицом смерти, вспоминают, кто они есть».
Микаэл Таривердиев. Музыка к кинофильму "Семнадцать мгновений весны". Композитор вспоминал: «Я, как всегда, когда пишу музыку к фильму, стараюсь поставить себя на место героя. И я стал думать о том, что испытывает человек, который был заброшен в Германию много лет назад, во время этой страшной войны». Это был нечеловеческий, колоссальный труд. Сколько раз Таривердиеву приходилось заново перестраивать музыкальную драматургию, композицию, отказываться от написанного, сочинять новую музыку. Он приезжал на студию рано утром, а уезжал за полночь, работая с редкой отдачей, с какой-то самоотверженной одержимостью. Две мелодии — «Мгновения» и «Где-то далеко» — легли в основу песен на стихи Роберта Рождественского. Музыка о войне необходима всем нам и сейчас, чтобы помнить и не забывать о том, какой огромною ценой завоевывают счастье жить в мире без войн и потрясений.