Содержание урока. Тематические линии урока
Итальянский композитор Джузеппе Верди, символ итальянской музыкальной культуры, автор 26 опер. Верди - сторонник Рисорджименто — движения за объединение Италии, его называли «маэстро итальянской революции». Одно из главных достижений Верди – создание произведений реалистической направленности, достоверные картины быта без прикрас и романтизации, раскрывал проблематику социального неравенства, давал психологический анализ персонажей, истории жизни простых людей. От возвышенных патриотических идей композитор обратился к жизни конкретного человека.
Опера "Риголетто" написана по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Действие оперы строится на резких драматических контрастах: в центре - острая психологическая драма, очерчивающая образ Риголетто — язвительного придворного уродливого шута, нежного, глубоко страдающего отца, грозного мстителя. Ему противостоит легкомысленный и развращенный герцог, обрисованный на фоне придворной жизни. Душевная чистота, беззаветная преданность олицетворены в образе юной Джильды.
Опера «Травиа́та» по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», в котором рассказывается история любви между куртизанкой и молодым аристократом. В опере героиня Виолетта Валери становится символом жертвенной любви и красоты, которая, несмотря на препятствия, находит путь к истинному счастью и человеческой душе. Виолетту и Альфреда разлучили сословные предрассудки, ханжеская мораль. Мир Виолетты вбирает в себя все краски и звуки жизни, оркестр её души настроен на классическую гармонию, позволяет быть заразительно счастливой даже в страданиях, достойно переносить горести, разочарования, невзгоды. Альфред же существует в другом мире, где всё расписано "от сих до сих", ему не дано победить житейские обстоятельства.
Опера «Аида» написана по заказу египетского правительства, связанного с открытием Суэцкого канала. В «Аиде» личная драма, полная острых коллизий, развертывается на широком, красочном фоне монументальных массовых сцен, пышных шествий, танцев и гимнов. В образах жестоких жрецов Верди заклеймил ненавистное ему мракобесие церковников. Этим беспощадным силам противостоят душевная красота и нравственная стойкость Аиды и Радамеса: их любовь выдерживает все испытания, не отступая даже перед смертью.
Опера наделена большим гуманистическим содержанием; она звучит как гимн высоким человеческим чувствам.