Содержание урока. Тематические линии урока
Музыкальная драматургия - это искусство создания музыкального произведения, основанное на использовании различных приемов и техник. Она является неотъемлемой частью музыки и позволяет создавать разнообразные и интересные композиции.
Одним из основных приемов музыкальной драматургии является контраст. Он заключается в создании резкого перехода от одного музыкального материала к другому. Это может быть достигнуто путем изменения тональности, темпа, динамики или гармонии. Контраст может использоваться для создания напряжения и интереса к музыке.
Другим важным приемом музыкальной драматургии является повтор. Он позволяет создать повторяющиеся мотивы или фразы, которые могут быть использованы для создания различных эффектов. Например, повторение одной и той же ноты может создать ощущение монотонности, в то время как повторение различных нот может создать более сложное и интересное звучание. Так построены народные песни. Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническом произведении композиторы применяют не только точное повторение, но и изменённое - варьирование (изменение главной музыкальной темф разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию. Варьирование – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации.
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют разработкой.
Важное значение имеет использование различные типов мелодий и гармоний. Это позволяет создавать разнообразие, например, использование полифонии или аккордовой прогрессии может создать более сложные и интересные звуковые образы.
Музыкальная драматургия может быть достигнута через использование различных инструментов и звуковых эффектов. Это может включать использование ударных инструментов, духовых инструментов, струнных инструментов или других звуковых эффектов.
Приемы музыкальной драматургии являются важными элементами создания музыки, позволяют создавать различные эффекты, создавать разнообразие в музыкальном произведении. Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Итальянский композитор Джузеппе Верди, символ итальянской музыкальной культуры, автор 26 опер. Верди - сторонник Рисорджименто — движения за объединение Италии, его называли «маэстро итальянской революции». Одно из главных достижений Верди – создание произведений реалистической направленности, достоверные картины быта без прикрас и романтизации, раскрывал проблематику социального неравенства, давал психологический анализ персонажей, истории жизни простых людей. От возвышенных патриотических идей композитор обратился к жизни конкретного человека.
Опера "Риголетто" написана по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Драматургия оперы «Риголетто» Джузеппе Верди построена на резких драматических контрастах. Действие оперы строится на резких драматических контрастах. В центре — острая психологическая драма, связанная с образами Риголетто, Джильды и герцога. Акцент смещён на показ личных взаимоотношений героев в психологически острых ситуациях.в центре - острая психологическая драма, очерчивающая образ Риголетто — язвительного придворного уродливого шута, нежного, глубоко страдающего отца, грозного мстителя. Ему противостоит легкомысленный и развращенный герцог, обрисованный на фоне придворной жизни. Душевная чистота, беззаветная преданность олицетворены в образе юной Джильды.
Опера «Травиа́та» по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», в котором рассказывается история любви между куртизанкой и молодым аристократом. «Травиата» Джузеппе Верди — опера, в которой композитор отказался от традиционных исторических или мифологических сюжетов и сосредоточился на интимной психологической драме. В опере героиня Виолетта Валери становится символом жертвенной любви и красоты, которая, несмотря на препятствия, находит путь к истинному счастью и человеческой душе. Виолетту и Альфреда разлучили сословные предрассудки, ханжеская мораль. Мир Виолетты вбирает в себя все краски и звуки жизни, оркестр её души настроен на классическую гармонию, позволяет быть заразительно счастливой даже в страданиях, достойно переносить горести, разочарования, невзгоды. Альфред же существует в другом мире, где всё расписано "от сих до сих", ему не дано победить житейские обстоятельства.
Опера «Аида» написана по заказу египетского правительства, связанного с открытием Суэцкого канала. Драматургия оперы «Аида» Джузеппе Верди включает конфликт, напряжённую борьбу не только между врагами, но и между любящими. Это проявляется в разных аспектах: в сюжете, в образах персонажей и в особенностях музыкальной драматургии. В «Аиде» личная драма, полная острых коллизий, развертывается на широком, красочном фоне монументальных массовых сцен, пышных шествий, танцев и гимнов. В образах жестоких жрецов Верди заклеймил ненавистное ему мракобесие церковников. Этим беспощадным силам противостоят душевная красота и нравственная стойкость Аиды и Радамеса: их любовь выдерживает все испытания, не отступая даже перед смертью. Опера наделена большим гуманистическим содержанием; она звучит как гимн высоким человеческим чувствам.