Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка - это удивительное явление, способное касаться наших душ и вызывать самые глубокие эмоции. Блюз (пер. - меланхолия или хандра) - вид музыки, который в основном отражает внутренние переживания исполнителя. Текст песен в подобном жанре отличается чувственностью и глубоким смыслом. Чаще всего он полон грусти и печали. В большинстве случаев композиции исполняются сольно и больше походят на монолог. Исполнитель практически рассказывает свою историю и может глубоко затронуть любого слушателя.
Джордж Гершвин подарил миру негритянскую музыку «чёрного» населения Америки. В произведениях он соединил классические традиции звучания симфонического оркестра с джазовой музыкой (симфоджаз).
Опера «Порги и Бесс» - первая американская национальная опер, которая признана золотым хитом XX в. Герои оперы - жители маленького афроамериканского посёлка, добрые, хорошие люди, однако, обречены на страдания в современном мире. Им противопоставлен мир богатых людей, развращённых страстью к наживе. Герои оперы - бедный калека Порги — и торговец наркотиками Спортинг Лайф, борются за любовь простой женщины - Бесс, а она в поисках «шикарной» жизни отдает предпочтение аморальной личности - Спортингу Лайфу.
Гершвин новаторски обогатил оперный жанр, хотя опирался на опыт русских композиторов. Мастерски использовал интонации негритянского фольклора, как в мелодических партий, так и в речитативах. Музыкальный язык оперы плотно связан с афроамериканским фольклором, который выростал с духовных песнопений афроамериканцев (спиричуэлс). В основе оперы лежат джазовые композиции, блюзовые интонации, негритянские гимны, псалмы, спиричуэлсы. Все в ней пронизано импровизацией!
Рок-опера — это музыкально-сценический жанр, в основе которого лежит рок-музыка. Он сочетает в себе особенности оперы, мюзикла и современной поп- и рок-культуры. Сюжет развивается через музыку, в спектакле есть арии, хоры, лейтмотивы, оркестровые эпизоды. Звучание складывается из сочетания электрогитары, синтезатора и классического оркестра. Исполнение часто агрессивное, экспрессивное, с элементами джаза, фольклора, музыкального авангарда или даже стилизацией под классику. Часто обыгрываются библейские или мифологические темы, но в современной интерпретации. Главная задача — не следовать традициям, а говорить со зрителем на языке своего времени.
Жанр появился в конце 1960-х годов в США и Великобритании. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы The Who.
Некоторые известные рок-оперы: «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, «Эвита», «Юнона и Авось», «Орфей и Эвридика», «Стадион», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
Александр Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» драматургия Юрия Димитрина, поставлена ансамблем «Поющие гитары». По сюжету великий певец Орфей отправляется в Царство мёртвых, чтобы вернуть себе погибшую возлюбленную Эвридику. Но чтобы они смогли вернуться в Царство живых, им обоим придётся пройти сложнейшие испытания.
Рок-опера «Орфей и Эвридика» Александра Журбина сочетает синтез классических структур и рок-звучания. Это произведение, которое вобрало в себя трагическую красоту древнегреческой мифологии и монументальность современной рок-музыки. Опера основана на древнегреческом мифе об Орфее и Эвридике. Однако сюжет осовременирован: персонажи из мифа помещены в конкретные, узнаваемые реалии: конкурс эстрадных певцов, призы, фанаты, слава.
Основная тема — любовь, но рассматривается она с разных ракурсов: авторы затрагивают вопросы верности, преданности, готовности к самопожертвованию ради любимого человека.
Орфей — талантливый музыкант, чья история стала символом преданной любви. Его образ представлен как воплощение человеческого духа, способного противостоять самым страшным испытаниям ради любимого человека.
Эвридика — вторая главная героиня, представлена как идеал женской красоты и нежности. Музыкальная характеристика подчёркивает её хрупкость и одновременно силу характера, позволяющую ей следовать за любимым даже в царство мёртвых.
Аид — владыка подземного царства, показан более многогранным: его партия содержит элементы как драматического, так и комического начала.
В 2003 году опера вошла в книгу рекордов Гиннесса как мюзикл, максимальное количество раз сыгранный одним коллективом (на момент регистрации рекорда спектакль исполнялся 2350-й раз).