Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка - тот вид искусства, который теснее всего связан со временем, так как сама сущность его - в движении, как на неумолимого Хроноса или прядущих нить судьбы парок. Человек живет, в основном, воспоминаниями о прошлом и ожиданием будущего. Момент настоящего, как показывают наблюдения, оказывается вне его внимания. А ведь жизнь - это именно текущее настоящее.
Музыкальная заставка Георгия Свиридова к телевизионной программе «Время» из одноимённого кинофильма «Время, вперёд!» как нельзя лучше отражает напряжённый бег времени. Главный свиридовский хит - великолепный оркестровый эпизод сюиты «Время, вперёд!». Музыка, названная по строчке Маяковского, подстёгивает само время. Она ежевечерне оглашала каждую советскую квартиру с телевизором. Так начиналась главная информационная телепередача страны! Со временем кипучая мелодия «Время, вперёд!» начала восприниматься как альтернативный гимн СССР.
Георгий Васильевич Свиридов писал: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. В этом её основная миссия».
Любовь и отношение к Родине воплотилось в симфонических, вокальных произведениях, в которых образ Отчизны предстаёт перед снами как монументальная звуковая фреска, в которой Свиридов воспивал Россию — «страну простора, страну песни, страну минора, страну Христа».
Музыкальные образы Свиридова наполнены глубиной чувств, запоминающимися песенными мелодиями, красочными гармониями, живописными ассоциациями. Это - музыка, написанная к художественному фильму «Метель» по повести А. С. Пушкина, была собрана в цикл «Музыкальные иллюстрации».
Хоровой цикл «Из литургической поэзии» ("Песнопения и молитвы") переложены композитором для хора без сопровождения (что соответствует неписаному канону православного богослужения), и для солистов, хора в сопровождении оркестра.
Образу Божией Матери посвящают свои творения лучшие художники, скульпторы, поэты и композиторы, ведь в нашем сознании Образ матери Иисуса Христа соединяется с образом мамы, Родной Земли, Природа, Красоты, Любви. Отношение композитора к духовной музыке святое, трепетное, в ней он искал и находил ответы на самые важные, самые сокровенные вопросы жизни, и судьбы».