8 класс. Урок 26. Тема "Классика в современной обработке"
Содержание урока. Тематические линии урока

Классическая музыка в наше время пользуется популярностью как в повседневной жизни, так и в разных сферах, вот некоторые из них:
  • Образование. Классическую музыку изучают в музыкальных школах, она входит в программы занятий вокалом и танцами.
  • Киноиндустрия. Кинорежиссёры часто используют классическую музыку в своих фильмах и мультфильмах, как в оригинальном виде, так и в обработанном.
  • Реклама. Классическую музыку применяют в рекламных целях, она придаёт основательность бренду.
  • Телевидение и радио. Для любителей классики существуют специализированные радиостанции и телеканалы.
  • Любительские коллективы. В вузах, колледжах, техникумах и училищах есть любительские оркестры и хоры, где часто используют классическую музыку.
  • Современная музыка. Классическая музыка становится основой для семплов, которые используют современные музыканты, и часто цитируется в современных композициях.

Слово «классика» (от лат. classicus — образцовый) имеет несколько значений:
1) Образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Например, русская и зарубежная классика.
2) Период в истории древнегреческого искусства, охватывающий V в. до н. э. и первые три четверти IV в. до н. э..
3) Что-то отличное, замечательное, общепризнанное, неоспоримое для большинсва людей в самых разных сферах жизни.

Каждый известный и тем более выдающийся композитор обладает своим  неповторимым стилем. Например, по первым тактам можно узнать музыку Моцарта или Бетховена, Чайковского или Баха. Композитор, как и любой человек, в течение жизни меняется, и это накладывает отпечаток на стиль его творчества. Но какие-то стилевые черты всё равно остаются неизменными, присущими только ему, являются своеобразной «визитной карточкой» автора. При этом в творчестве одного композитора нередко заметны стилевые отличия разных жанровых областей. Так, стиль фортепианных произведений Шумана значительно отличается от стиля его симфоний.
   Классика блестяще формулирует универсальные, вечные жизненные темы, такие как любовь, мораль, смерть, невзгоды, и предлагает людям любой эпохи откровение и ясность, хотя затрагивает и отображает определённое время, место и олицетворяет собой определённую эпоху, ощущает приближение перемен, изменений в жизни общества.
     Классическая музыка может приобретать черты современности через обретение нового звучания, нового стиля исполнения, нового характера благодаря интеграции различных жанров, использования других музыкальных инструментов нежели в оригинале, смелые аранжировки, интересные обработки, обогащение музыкального языка новыми средствами, при этом сохраняя прочную связь с наследием великих предшественников.
 
Аранжировка - это обработка первоначальной музыкальной идеи, её адаптация к другому исполнению, причём иногда мелодии могут терять свою первозданную форму. Чаще всего применяются такие виды изменений:
  • Инструментовка - мелодия остается неизменной (иногда с добавлением нот, предписанных композитором), при полной свободе выбора других музыкальных инструментов.
  • Оркестровка применяется при обогащении мелодии оркестровым звучанием целого оркестра. 
  • Ремикс - обработка с добавлением новых звуков,  партий инструментов, благодаря чему произведение может даже поменять жанр.

П.И.Чайковский в свое время обратился к музыкальным темам В.А. Моцарта в своей сюите «Моцартиана», что уже тогда можно было считать одним из опытов интерпретации классической музыке прошлого.
Современные трактовки произведений М.Мусоргского, И-С. Баха, А. Вивальди, Э. Грига, Н. Паганини и других  композиторов прошлого необычайно популярны в наше время. Новое прочтение произведение вызывает интерес слушателей и зрителей: иные ритмы и тембры голосов и инструментов, красочность электронных средств воспроизведение звука вносят необычные колорит в эти композиции. 

Стиль неоклассика — направление, сочетающее черты классического стиля с минимализмом и электронной музыкой. Основные черты неоклассического стиля:
  • Обращение к классическим формам — сонатной, симфонической, фуговой. Однако композиторы не просто копируют старые образцы, а наполняют их современным содержанием и новыми гармоническими решениями.
  • Использование полифонии — многоголосия, где каждая мелодическая линия имеет самостоятельное значение.
  • Сочетание традиционных академических инструментов с электронными звуками или элементами других музыкальных культур.
  • Принцип «нового прочтения» классических тем — знакомые мелодии и формы получают современную интерпретацию.
Основные инструменты неоклассики — струнные (скрипка, виолончель), деревянные духовые (флейта, кларнет) и фортепиано.
Известные композиторы-неоклассики: Игорь Стравинский, Пол Хиндемит, Дариюс Мийо. Среди современных неоклассиков выделяются Макс Рихтер, Людовико Эйнауди и Олафюр Арнальдс.

Недавно в музыкальной среде стало широко использоваться понятие "классикал кроссовер" (classical crossover) -  музыкальный стиль , в котором сочетаются элементы классической музыки, поп и рок, рэп, электронной музыки. Это понятие вошло в список номинации музыкальной премии "Гремми", ежегодно присуждаемой Национальной академией звукозаписи США. Музыкальные композиции стиля"классикал кроссовер" часто называют модерн классикой. В стиле модерн расширяются возможности музыкального языка, традиционные темы искусства получают новаторское прочтение.
Среди зарубежных музыкантов широкое распространение получили: Сара Брайтман, вокальный квартет "Иль Диво", Ванэсса Мэй, Поль Мориа и др.
В России направление "классикал кроссовер" представлено творчеством известных музыкантов: Виктор Зинчук, ДиДюля, Ирина Дельская, Евгения Сотникова, Игорь Монаширов, симфо-группа "Гольфстрим", группа "Pianochocolat", ансамбль "Терм-квартет" и др.
Слушание музыки. 
Установление  взаимосвязи  идеи прозведения, стилевых особеностей литературного языка с особенностью музыкального языка песен.

Разучивание и выразительное исполнение песен.
Работа над музыкальным образом песни.

Исследовательский проект: "Памятник поэту песеннику - Матусовскому"
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
П. Чайковский сюита № 4
"Моцартиана" G-dur, ор 61
Вивальди
в современной обработке
Реквием Моцарта.
Классика в современной обработке
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.И.Дунаевский, М.Матусовский
"Школьный вальс"
Муз.В.Баснер, сл.Михаил Матусовский
"На Безымянной высоте"
Муз. В.Соловьёва-Седого, сл.  М.Матусовского, "Подмосковные вечера"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.