Содержание урока. Тематические линии урока
Михаил Львович Матусовский был советским человеком в лучшем смысле этого понятия. Поэт-Труженик, с полным правом мы можем назвать его «поэтом труда», потому что труд воспевается практически в каждом его произведении. Поэт-Воин. Поэт-Гражданин. Поэт-любящий муж и отец. В творчестве Матусовского мы не встретим ни выпячивания своего «я», ни грубой и отталкивающей назидательности. Потому что ничего этого не было и в его жизни.
Михаил Матусовский был поэтом, литературоведом, ученым, научным кандидатом по филологии, обладателем Государственной премии Советского Союза. Творчество поэта весьма обширно, работал со многими композиторами и выступал в качестве автора слов к композициям.
Родился в Луганске. Своей первой учительнице Марии Семёновне Тодоровой Матусовский посвятит впоследствии стихи «Школьный вальс».
Учился в Донецком институте народного образования в Луганске, окончил Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ). На июнь 1941 г. была назначена защита кандидатской диссертации, но в связи с изменившейся обстановкой защита проходит в отсутствие Матусовского. Михаил Львович становится кандидатом филологических наук, находясь на боевых позициях. И практически с самых первых дней войны – стихи, попытка осмыслить происходящее. Не штампованно, живым умом и душой. И уже тогда чувствуется мастерство, зрелость; вот это органичное соединение мудрости, боли, тепла и света, которое так характерно для Матусовского.
В годы Великой Отечественной войны служил военным корреспондентом. В послевоенные годы вышли сборники и книги стихов и песен: «Слушая Москву», «Улица мира», «Всё, что мне дорого», «Стихи остаются в строю», «Подмосковные вечера», «Как поживаешь, Земля», «Не забывай», «Тень человека. Книга стихотворений о Хиросиме», «Это было недавно, это было давно» и др.
Песни на слова Матусовского: «Подмосковные вечера», «Верные друзья», «Неподдающиеся», «На безымянной высоте», «С чего начинается Родина» стали любимыми на многие десятилетия. Режиссер Эльдар Рязанов заметил: Матусовскому только за одни «Подмосковные вечера» памятник при жизни поставить надо!
Характерной особенностью стихов Матусовского является то, что поэт старается смотреть на происходящее с разных сторон. Для Матусовского, как для русского воина, важно не просто победить, а победить возвышенно. Можно даже говорить о некоем сакральном смысле Победы для Матусовского. Победа для него – это не просто сокрушение врага, это ещё и восхождение на нравственную высоту. Я думаю, что отнюдь не случайно во многих своих стихах – как военных, так и других, - поэт упоминает Бога, церковь, - хотя в советское время тема была, скажем так, не сильно в почёте. Как мне кажется, будучи советским человеком, Матусовский в то же время был интуитивно верующим, душа его тянулась к Богу, к вере. Ни в одном из его произведений не встретишь пренебрежительного, резко негативного отношения к вере и к церкви.
Истинный поэт всегда современен. Сегодня, в эпоху хитов и шлягеров-однодневок продолжается поклонение песням на стихи Матусовского. Их поют и стар и млад, интеллектуалы, люди из народа и "ударники" капиталистического труда. О его творчестве восторженно отзывались такие титаны культуры, как И.Андроников, К. Симонов.
Эльдар Рязанов говорил о песнях Матусовского: "Судьба его песен прекрасна и завидна - их поют все, часто не задумываясь над тем, откуда пришли к нам эти легкие, точные крылатые слова". Так в чем же секрет вселенской популярности Матусовского? Если коротко, то его можно сформулировать так: в его стихах звучит душа народа.