Содержание урока. Тематические линии урока
Композиторы, жившие в разное время и в разных странах мира, вслушивались в музыку своего народа и изучали её. Народная музыка всегда давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека, понимать их так, как понимает народная мудрость, заключённая в этих песнях. Во всём мире музыка Глинки или Чайковского, Мусоргского или Прокофьева всегда узнаётся как музыка русская, а музыка Шопена — как польская музыка, а музыка Листа — как венгерская. Музыка Глинки, Бородина, Мусоргского, Чайковского полна русскими народными мелодиями, которые так близки к русской народной музыке, что даже умудрённые опытом знатоки принимали их за подлинные народные мелодии.
Колоссальное влияние на Фредерика Шопена оказала его любимая Польша. Шопен – величайший пианист и композитор, родившийся в Варшаве и покоривший Париж своими великолепными сочинениями – мазурками, полонезами, фортепианными концертами и этюдами, искрящимися виртуозным блеском. Именно в родной стране он черпал силы и вдохновение, выражая в музыке голос своих соотечественников, несмотря на то, что большую часть сознательной жизни Шопен провёл в Париже. Шопен был известен как блестящий пианист-виртуоз, он имел грандиозный успех в Вене и Париже, однако нигде не забывал о любимой Варшаве. Шопен в своих произведениях рассказывает о своей стране, о красотах ее пейзажей, ее трагическом прошлом и во всем неизменно слышатся интонации фольклорной музыки. Драматические, а нередко и трагические образы, которыми проникнуты его произведения, были неизменно связаны и с его личной непростой судьбой, и с теми событиями, которые переживала Польша.
Творчество Шопена - особое явление романтического искусства. Классическая ясность языка, лаконичность выражения, мудрая продуманность формы - неотъемлемые качества шопеновской музыки. Романтическая свобода высказываний, импровизационность изложения всегда корректируются строгим логическим мышлением, организующим композицию в стройные формы. Композитор, в своих произведениях, возвышает народную музыку над бытом, поэтизирует ее. Важная черта шопеновского стиля – исключительное мелодическое богатство.
Мазурки, полонезы и вальсы Шопена - концертные произведения, не предназначенные для сопровождения танцев. Шопен прочно опирался на польские народные истоки, на фольклор. Особенно наглядна эта связь в мазурках, которые композитор ввел в профессиональную музыку из народной среды. В мазурках музыка Шопена насыщена особой духовной утонченностью, артистизмом, изяществом.
В творчестве Шопена вальс представляет сольную фортепианную пьесу, в которой бытовые корни и прикладное значение этого жанра стушёвываются.
Вальсы Шопена разделяются на две основные группы. Одна из групп - полные огня и блеска виртуозные произведения, передающие атмосферу многолюдного праздничного бала. Пьесы другой группы навеяны поэтичными лирическими настроениями, мечтательные, с поющей, широкого дыхания мелодией.