Содержание урока. Тематические линии урока
Циклические формы в музыке — это музыкальные формы, состоящие из нескольких более или менее самостоятельных частей, но связанных единством замысла. Эти части различны в образном содержании, контрастируют по тематизму, темпу, форме, но объединены общим художественным замыслом. На протяжении всего произведения части, как правило, не повторяются, но между ними могут быть интонационные и тональные связи.
А.П. Бородин. «Богатырская симфония» — вторая симфония Александра Бородина, одна из вершин его творчества. Произведение воспевает патриотизм, могущество Родины и русского народа. «Богатырская симфония» — яркий образец русского эпического симфонизма. Картина художника Виктора Васнецова "Богатыри", где зримо предстают богатыри русской земли - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Композитор Александр Бородин создал богатырские образы в своём симфонии, которую так и назвал - "Богатырская".
Произведение не имеет чёткого программного замысла, так как нет литературного источника в основе симфонии, но выделяются черты программности.
Жанр симфонии — эпический, что определяет наличие соответствующих тематике образов, к которым относится могущественный богатырь, защищающий Родину и Баян-сказитель.
Композиция состоит из четырёх частей:
I часть — сонатное allegro, «Собрание богатырей».
II часть — скерцо, «Игра богатырей».
III часть — andante, «Песнь Баяна».
IV часть — финал, «Богатырский пир».
«Картинки с выставки» — цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, состоит из 10 частей, каждая из которых музыкально иллюстрирует картины, выставленные на посмертной выставке художника и архитектора Виктора Гартмана — близкого друга Мусоргского.
Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход Мусоргского по галерее и переход от картины к картине.
В цикле сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого.
Иллюстрации, соответствующие музыкальным пьесам из цикла 'Картинки с выставки' Модеста Петровича Мусоргского. Некоторые пьесы цикла:
«Гном» — музыкальное изображение гнома на кривых ножках, в основу темы лёг эскиз Гартмана, где изображён карлик с инструментом для колки орехов.
«Старый замок» — в основу пьесы легла картина акварелью, нарисованная в Италии, где изображён старинный замок и трубадур. В теме звучит меланхоличная мелодия, создающая образ задумчивости и одиночества.
«Избушка на курьих ножках» («Баба-яга») — Мусоргский передал образ Бабы-яги, используя эскиз Гартмана в виде избушки на курьих ножках.
«Богатырские ворота» («В стольном городе во Киеве») — музыкальное воплощение архитектурного проекта Гартмана киевских городских ворот в древнерусском стиле.
Пьеса «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского — финальная часть цикла, основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту киевских городских ворот в древнерусском стиле: глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Мусоргский создал пьесу в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов. Вначале звучит широкая русская песенная мелодия, затем она контрастно сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение. Далее первая тема вступает с новой силой, с добавлением ещё одного голоса — ниспадающие и восходящие «восьмушки» в октаву, — и снова переходит, уже громко, во вторую «хоральную» тему.
Пьеса вызывает у слушателей чувства величия, торжества, силы, праздничное и радостное настроение, заканчиваясь мощным перезвоном колоколов, музыка наполняет пространство, набирает мощь и гордость, как будто это богатырь поднимается на защиту Родины. В пьесе открыто и прямо воспевается могучая сила народа, создавшего богатырские ворота и яркую, живописную картину.