7 класс. 1 урок . Т ема "Календарный фольклор"
Содержание урока. Тематические линии урока

Мы живём в самой замечательной сильной, большой и красивой стране – в России! Главный город нашей страны – Москва – столица нашей Родины. Здесь принимаются и утверждаются законы нашей страны. Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы: флаг, герб, гимн.
  Главная песня нашей страны – «Гимн», Мы каждое утро встречаемся с ним! Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают. Ко всем символам государства надо относиться с уважением. 
 Россия обладает невероятно богатыми музыкальными традициями, уходящими корнями в глубокую историю. Русская музыка отличается своей уникальной мелодичностью, эмоциональностью и духовностью. Музыка России оказала значительное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.
  Музыкальная культура в России включает разные направления: народную музыку, классическую музыку, популярную музыку и церковную музыку. Эти направления отражают историю страны, традиции и влияния мировой музыкальной сцены.
   Становление русской музыки в стране началось со времен древних славян и имеет глубокие корни в народной культуре и традициях.Одним из первых видов музыки, который появился в России, была народная музыка. Она возникала из обрядов, обычаев и бытовых событий. Народные песни, наполненные яркими и мелодичными мелодиями, отражали жизнь и чувства русского народа. Использование традиционных инструментов, таких как балалайка, гармонь и домра, добавляло уникальности и оригинальности народной музыке.  Русский фольклор испытал на себе влияние разных музыкальных культур, ведь наша страна всегда была многонациональной. Переселенцы из других стран, кочевые народы, финно-угорские племена, славяне – отличались друг от друга обычаями, языками, музыкальными традициями. Отсюда такое разнообразие жанров, мелодий и текстов. Его формы включают язык, устную литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества». Своеобразие русской музыки - это ее особая звуковая и ритмическая организация, ладовое строение. Русская музыка в большинстве традиционных жанров очень напевна, основывается на плавном (поступенном) движении и бесконечном варьировании мелодий.
  Во времена Русского царства в русской музыке сформировались два основных жанра: духовная музыка православной церкви и светская музыка, используемая для развлечения.
    Духовная музыка уходит корнями в Византийскую империю, а её ключевые элементы используются в русском православном колокольном звоне, а также в хоровом пении. С принятием христианства появляется богослужебное пение. Церковь издавала специальные рукописные книги с песнями и гимнами в честь отечественных святых. Русская духовная музыка была создана специально для богослужений в православных храмах. Она использовалась для прославления Бога, выражения благодарности и покаяния. В ней звучали глубокие и искренние чувства, которые передавали красоту и величие русской культуры. В ней можно услышать не только пение хора, но и звучание колоколов, церковных органов и других инструментов. Еще одной особенностью русской духовной музыки является ее связь с народными традициями. В ней звучат народные мотивы, которые отражают жизнь и культуру русского народа. 
   Наряду с церковным существовало и светское песнопение. Торжественные государственные церемония великосветские обряды не проходили без участия музыкантов. Фанфарами встречали князей и его дружину из военных походов. При многих княжеских дворах были и профессиональные музыканты. Пиршества князей со своей дружиной, сопровождались песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. В «Повести временных лет» упоминаются скоморохи, игравшие на трубах, гуслях, сопелках и бубнах. Скоморохи были первыми древнерусскими актерами, соединившими в себе музыканта, плясуна, сказителя, лицедея, акробата.
  В 18-19 веках в России активно развивалась классическая музыка. Многие российские композиторы, такие как Михаил Глинка, Модест Мусоргский, Петр Чайковский, внесли значительный вклад в мировую музыкальную историю. 
   Расцвет русской музыкальной классики приходится на первую половину XIX в. И связан с именем Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. Глинка считается основателем русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки. Отличительной чертой творческого подхода композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки.
   Особенно выделяется стиль русской национальной музыки, который объединял элементы народной музыки и западных классических форм. Этот стиль приобрел популярность и узнаваемость благодаря композиторам, таким как Сергей Рахманинов и Александр Скрябин.
    В 20 веке музыка в России продолжила свое развитие, воплощая различные стили и жанры. В период советской эпохи сформировались новые направления, такие как советская эстрада, джаз, рок и поп-музыка. В последние десятилетия музыка в России продолжает эволюционировать и развиваться. Появились новые стили и жанры, отражающие современные музыкальные тенденции и влияния западной культуры. Российская поп-музыка и рэп приобрели широкую популярность среди молодежи, а также электронная музыка и рок продолжают привлекать слушателей своими уникальными звуками и ритмами.
Важно отметить, что музыка в России не только развивается, но и сохраняет связь с богатой историей и народными традициями. Многие артисты и композиторы включают элементы народной и классической музыки в свои произведения, создавая уникальное звучание и отражая дух России. Таким образом, музыка в России имеет столетнее становление, начиная с древних времен и до современности. Она является неотъемлемой частью культуры и истории страны, отражая народные традиции и влияния мировой музыкальной сцены. Россия продолжает вносить свой вклад в музыкальную культуру мира, и российские артисты и музыканты остаются активными и талантливыми представителями мировой музыкальной сцены.


 
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующих фольклорных традициях;
- разучивание и исполнение народных песен, танцев;

вариативно:
- реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента;
- участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, поселка
Виды  и  формы  деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Народный напев 
"Я любила сокола"
Фольклорный ансамбль
«Грамницы»
Фольклорный ансамбль
«ЯромилЪ»"
Скоморохи на Руси.
Забытое ремесло
Русская духовная музыка
Покаянная молитва о Руси П Чайковский
Колокольный звон
в День Крещения Руси
М.И.Глинка
"Камаринская"
П. Чайковский.
Торжественная увертюра «1812 год»
С. Рахманинов.
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. Д.Тухманова, сл. М. Ножкина
«Я люблю тебя, Россия» 
Муз. А.Пахмутовой, сл. Н. Добронравова
«Песня о матери-планете»
Татьяна Куртукова
"Матушка Земля, белая берёзонька"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.