Содержание урока. Тематические линии урока
Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Таким образом, фольклор должен существовать во все времена, как воплощение сознания народа, его жизни, представлений о мире.
Русский фольклор испытал на себе влияние разных музыкальных культур, ведь наша страна всегда была многонациональной. Переселенцы из других стран, кочевые народы, финно-угорские племена, славяне – отличались друг от друга обычаями, языками, музыкальными традициями. Отсюда такое разнообразие жанров, мелодий и текстов. Его формы включают язык, устную литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества». К сожалению, смысл многих старинных народных песен в наши дни не всегда понятен, так как значения некоторых слов утрачены, а соответствующие обычаи и обряды забыты.
Многие былины, сказы, песни – родились еще до Крещения Руси и имеют языческий контекст. Повлияла на народное творчество и Православная церковь. В результате, в русском фольклоре оказались тесно переплетены элементы и христианства, и язычества.
Своеобразие русской музыки - это ее особая звуковая и ритмическая организация, ладовое строение. Русская музыка в большинстве традиционных жанров очень напевна, основывается на плавном (поступенном) движении и бесконечном варьировании мелодий.
Среди русских народных музыкальных инструментов особого внимания заслуживают гусли. Это самый древний струнный инструмент у славян и многих соседних народностей. Именно на этом инструменте играют, веселят народ, рассказывают о минувшем герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич и другие. Под аккомпанемент этого инструмента поет свои песни Баян из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». В неспешном звучании гуслей прослеживается дума о жизненном пути человека, судьбе его Родины, воспевается красота русской природы. Удивительное явление нашей традиционной культуры – ложки. Чётких правил игры на этом музыкальном инструменте нет. И каждый ложкарь изобретает свои ритмические рисунки, импровизирует в меру своего мастерства и таланта.
Фольклор многолик и изменчив, его возможности не раскрыты до конца, ведь фольклор-явление не исчезающее и уходящее, а живое и возвращающееся!
Хотя фольклорные образцы и ценности передаются устно, путем имитации и другими способами, и даже если мы не сталкиваемся с традиционным фольклором ежедневно, то должно быть что-то другое, близкое и понятное нам, то, что будет называться современным фольклором.
Носителями фольклорных текстов являются не жители определенных территорий, а члены одних социокультурных групп. У туристов, у готов, у парашютистов, пациентов одной больницы или учащихся одной школы есть свои приметы, легенды, анекдоты, группы, и т.д. Каждая, даже самая небольшая группа людей, едва осознав свою общность и отличие от всех прочих, немедленно обзаводилась собственным фольклором. Причем элементы группы могут меняться, а фольклорные традиции будут оставаться.
Самыми ярким и парадоксальным явлением современного фольклора можно назвать сетевой фольклор, сетевые группы, тик-токовые сообщества и другие современные формы общения.